Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"
методическая разработка (младшая группа)

Олейник Елена Петровна

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование28.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

План по самообразованию на 2021--2022 учебный год

Тема: « Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

Воспитатель: Олейник Е.П.

2021г.

План самообразования

1. Воспитатель – Олейник Елена Петровна

2. Образование: высшее;

3. Тема самообразования: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»;

4. Работа начата -23.09.2021 г.

5. Предполагается закончить -30.04.2022 г.

Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по

данной теме самообразования.

2. Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме.

3. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».

4. Применить эти разработки на практике.

5. Определить эффективность разработанной системы сюжетно-ролевой игры.

6. Пополнить предметно-развивающую среду.

7. Оформить папки-передвижки для родителей.

8. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр.

9. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

10. Трансляция педагогического опыта в профессиональных сообществах.

Исходя из поставленных задач, мною была

составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный )

- изучение научной, методической литературы,

- анализ и обобщение теоретических данных,

- разработка комплексно – тематического

планирования.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных

теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме

самообразования,

- анализ результатов работы.

Актуальность темы.

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Работа с детьми.

Месяц

Тема

1

сентябрь

1.Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте».

2.Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших дошкольников.

3.Подборка детских художественных произведений.

2

октябрь

  1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».
  2. Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».
  1. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

3

ноябрь

1.Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».

2.Игровое упражнение: «Накрой на стол».

3.Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

4

декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».

3.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек».

5

январь

1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

3. Фото-выставка « играют наши дети».

6

февраль

1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

2. Сюжетно-ролевая игра: « Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»

7

март

1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

8

апрель

1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3. Экскурсия по улице села (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

9

май

Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру ».

Работа с педагогами.

Месяц

Тема

1

сентябрь

Консультация «Организация сюжетно-ролевой игры. Создание предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста».

2

октябрь

Просмотр презентации «Игры на сказочные сюжеты и драматизация сказок в младшем дошкольном возрасте».

3

ноябрь

Обмен из опыта работы «Варианты игровых упражнений к сюжетно-ролевым играм».

4

декабрь

Просмотр видео-ролика по теме «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре».

5

январь

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры».

6

февраль

Посещение занятий у других педагогов ДОУ с целью определения значения сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка и знакомства с организацией работы по использованию сюжетно-ролевой игры.

7

март

Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников».

8

апрель

Разработка с педагогами примерных сюжетно-ролевых игр с правилами по обучению детей ПДД.

9

май

Выступление по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру».

Работа с родителями.

Месяц

Тема

1

сентябрь

Пополнение вместе с родителями предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

2

октябрь

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

3

ноябрь

Папка-передвижка для родителей «Учим ребёнка общаться».

4

декабрь

Беседы с родителями на тему «Игра в жизни ребенка».

5

январь

Взаимодействие с родителями по созданию декораций и атрибутов для драматизации сказки «Теремок».

6

февраль

Участие в развлечении вместе с детьми «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

7

март

Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка».

8

апрель

Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».

9

май

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

Просмотр презентации «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру».

Литература для изучения:

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973г.

2. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - М.: Просвещение 1989г.

3. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – Волгоград: Учитель, 2013.

4.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – Москва 2009.

5. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997

6. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей» М., Гиа-пресс, 1999.

7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.

9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.

10. Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры»-пособие/ ЧП Лакоценин С.С.

11. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

12. Сотникова В.М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-М.: Педагогика, 1986.- 408с

14. Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.

15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

16. Эльконин Д.Б.Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с.127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...

Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры

  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра  является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...

Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико....

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общ...