Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)
статья (младшая группа)

Дюргус Елена Сергеевна

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В процессе общения со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Процесс общения является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит навыков общения ведет, к различного рода нарушениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Одним наиболее естественным и распространенным методом формирования навыков общения для дошкольников является сюжетно-ролевая игра.

Работа по формированию навыков общения со сверстниками у младших дошкольников проводилась в ходе совместной деятельности во второй половине дня.

Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, в которых младшие дошкольники научились бы вежливо обращаться друг к другу, сопереживать, дружно взаимодействовать со сверстником.

При  создании и организации сюжетно-ролевой игры использовались: беседы перед началом игры о её ходе, выбор роли, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития, а так же: напоминания, советы, указания, поручения, задания.

Взрослый выступал не в роли организатора, а в роли участника.

Игры проводились по две игры в неделю (одна игра новая, одна – повторение).  Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие формирование навыков общения: «Путешествие в страну добрых дел и хороших поступков», «Автобус», «Больница», «Почта», «Морское путешествие»,  «Кафе», «Магазин», «Поликлиника», «Зоопарк», «Семья».

При подборе и проведении игр, обращалось внимание на отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить заинтересованность другими детьми, желание вступать с ними в контакт, проявляя отзывчивость, щедрость, доброту, взаимопонимание, взаимоуважение, вежливость.

Очень нравилась детям сюжетно-ролевая игра «Семья», которая включала в себя игры в «Магазин», «Автобус», «Детский сад». Эту игру повторяли несколько раз, и все время она была другой. С каждым новым разом дети более охотно и доброжелательнее общались друг с другом, постепенно расширялся ролевой диалог. В семье были роли мамы, папы, старшей сестры, дедушки и бабушки, а все остальные были детьми, которые ходили в детский сад. Каждый раз роли менялись, поэтому, каждый мог попробовать себя в роли мамы и т.д.

После каждой игры обязательно была беседа, дети говорили что понравилось, что не получалось, правильно или неправильно поступали в тех или иных поступках, как нужно сделать.

Таким образом, дети строили игровой диалог, с помощью воспитателя разворачивали сюжет игры, учились дружно взаимодействовать друг с другом.

Приложение

Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников

Название сюжетно-ролевой игры

Цель, задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Примерное содержание игры

«Путешествие в страну Хороших поступков»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Закреплять знания о хороших поступках, вежливых словах.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение художественной литературы о правилах и нормах поведения В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», чтение рассказов Н. Носова.

Беседы о помощи другим.

Руль, стулья, как в автобусе, кепка шофера, сумка кондуктора, игрушечные деньги, мяч, игрушечный щенок, лакомство для него. Макет светофора, пешеходного перехода.

Дети на автобусе едут в страну «Добрых дел и поступков», где на одной остановке помогают провести через дорогу «бабушку», накормить голодного щенка. На остановке «Музыкальная» пели песню «Мы едем, едем, едем…».

На остановке «Стихотворная» рассказывали стихотворения. На остановке «Игровая», играли в игру «Назови вежливое слово».

«Магазин»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение произведения Н. Кнушевицкой «Продавец», Классификация  по картинкам (Новоторцева Н.В.), «Пара к паре», «Выделить из серии слов»

Все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, касса.

Воспитатель предлагает детям разместить супермаркет с такими отделами, как продуктовый, игрушечный, книжный, куда будут ходить покупатели. Дети – продавцы предлагают товар, а дети – покупатели – покупают. Приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе.

«Автобус»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями и социальными ролями: водитель, кондуктор, пассажиры.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать знания о правилах поведения в транспорте.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Беседа на тему: «Транспорт родного города», рассказы детей  о поездках в общественном транспорте, беседа: «Правило поведения в транспорте», изготовление билетов для проезда в автобусе.

Картинка автобуса, кукла, стулья, расставленные попарно, как в автобусе, руль, атрибут кондуктору, билеты, деньги.

Роли: водитель, кондуктор, непослушный ребенок, бабушка, мама с малышом на руках, вежливые пассажиры.

Водитель объявляет остановки «Хороводная», «Зайка поскачи», «Автозаправка», кондуктор продает билеты. Непослушный мальчик балуется в автобусе, ему делают замечания, объясняют, как нужно себя вести. Разыгрывают ситуацию: «Уступи место старшему», «Уступи место маме с малышом». На заправке автобус заливает бензин. Последняя остановка «Детский сад».

«Больница»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, отношениями врач-пациент

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать знания о профессии врача и медсестры.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

Медицинские халаты, шапочка, фонендоскоп, градусник, таблетки, витамины, карточки, простой карандаш, лимон, чашки и блюдца, чайник,. игрушки - куклы,  кроватка для больных кукол, карточки для пациентов.

Регистратура, регистратор, кабинет врача – хирурга. Хирург, медсестра, пациенты. Пациенты приходят в регистратуру, берут свою карточку, идут на прием к врачу. Врач принимает, выслушивает, назначает лечение или операцию. Проводит операцию.

«Почта»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с трудовыми операциями почтальона, оператора, грузчика.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Совершенствовать умение играть рядом.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Изготовление атрибутов. Оформление почтового отделения. Изготовление почтового ящика из картонной коробки.

Оформление сумки почтальона.

Изготовление конвертов. Рассматривание иллюстраций о профессии «Почтальон».

Рассмотреть почтовые конверты и марки

Письма, бандероли, посылки для отправки. Журналы, газеты, открытки для продажи.

Заведующий почтой следит за порядком, раздает указания. Операторы оформляют посылки, бандероли, письма. Продают газеты и журналы. Посетители стоят в очереди и отправляют посылки; покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте.

«Морское путешествие»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с особенностями плавания на корабле.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Рассматривание иллюстраций корабля, формы матросов, капитана,

 беседа о путешествиях с изображением различных стран, рассматривание глобуса и карты мира, чтение худ. лит. С. Я Маршак  Три моряка», заучивание песен «Все мы моряки», «По морям по волнам».

Бескозырки, фуражка, бинокль, макет  корабля, халат и шапочка врача, чемоданчик с аптечкой, декор с видом на море, якорь.

Капитан командует на корабле, штурман стоит у штурвала? Кок – готовит еду.

Одни дети – матросы, другие пассажиры.

Командир командует поднять якорь

Полный вперед!

Кок готовит, Дети – «моют» палубу, приносят еду пассажирам. Воспитатель – гид показывает картинки и рассказывает о морских жителях: дельфины, киты. Птицах: чайки, альбатросы.чайки, альбатросы.

Внимание – акула!                                                        А ветер подует –

Все вместе поют песню « По морям по волнам…»  

Командир смотрит в бинокль и командует: «Впереди, Земля!»

Мы вернулись  домой.  

«Кафе»

Цель:  формирование навыков общения.

Задачи:

Познавательные, образовательные:

Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, из которых состоит прием и угощение гостей.

Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь, смелость и отвагу.

Развивать умение использовать в игре предметы-заместители.

Учить самостоятельно подбирать игрушки для воплощения игрового замысла.

Учить использовать разные средства для воплощения роли: интонацию, мимику, жесты.

 Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение произведения К. Нефедовой «Хорошие манеры», д/и: «Проговаривание наименований предмета», «Кто что умеет делать»

Столики, посуда, имитация стойки бара, кухня, где готовят еду, муляжи еды.

В кафе посетители  делают заказ, кушают и отправляются

домой.

Официант -

Предлагает меню, принимает заказ, отдает его повару, когда повар приготовил,

относит посетителям за столик. Когда посетитель собирается уходить приносит чек

и получает деньги. Повара - принимают заказы и готовят. Посетители - Делают

заказы, кушают, расплачиваются с официантом. Шофер - Отвозит клиента в кафе и

домой

Из стульев строится машина, в ней сидит таксист; за стойкой стоит управляющий.

На кухне стоят повара, в зале стоят официанты.

«Поликлиника»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, особенностями приема у врача, разными специализациями врачей .

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)

Столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, лекарства.

Регистратура, регистратор, педиатр, лор, окулист, стоматолог, пациенты. Пациенты приходят в поликлинику, берут талончик к врачу. Ждут приема. Доктор принимает, слушает жалобы, выписывает лечение. Медсестра пишет справку.

«Зоопарк»

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с особенностями жизни животных в зоопарке.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.

Рассматривание альбома «Дикие животные».

Загадывание и отгадывание загадок о животных.

Игрушки – животные,  корм для животных, касса, билеты.

Экскурсовод (воспитатель), рассказывает обо всех животных. Кассир, посетители. Посетители покупают билеты и проходят, наблюдая за животными. Служитель зоопарка кормит животных, ухаживает за ними. Посетители проводят игру: «Изобрази любимое животное».

«Семья»

Цель: формирование навыков общения

Задачи:

Знакомить с социальными ролями: папа, мама, дети, трудовыми операциями, из которых состоит работа по дому и уходу за детьми.

Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение произведения З. Александрова «Мой Мишка»,

д /и: «Придумай предложение», «Солнышко», «Ответы на вопрос «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Домашняя обстановка, кухня, кукла-пупс, строительный материал, машина.

 Мама утром собирается на работу, старшая сестра отводит младшего брата в детский сад. Дедушка занимается строительством. Бабушка убирается и готовит еду. Папа поехал на машине на работу, после того, как все возвращаются с работы собираются за столом, ужинают и рассказывают друг другу как провели день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО...

Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...

Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры

  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...

Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико....

Средства формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников

Условия для с формирования навыков общения создаются в разных видах детской деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность.В работах Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой приведена си...