Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО
статья по теме

Шешегова Екатерина Валерьевна

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО»

В основе ФГОСДО заложены следующие основные принципы :

  1. Поддержка разнообразия детства ; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека , самоценность детства – понимание детства как период жизни значимого самого по себе , без всяких условий; значимого тем , что происходит с ребенком сейчас , а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия  взрослых;
  3. Уважение личности ребенка ;
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формах игры , познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности , обеспечивающей художественно – эстетического развития ребенка .

В стандарте учитываются :

  1. Индивидуальные потребности ребенка , связные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Возможности освоения ребенка программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования :

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным  в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования;
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником ;
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Сотрудничество организации с семьей;
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государство ;
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ;
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования;
  9. Учет этнокультурной ситуации развитие детей.

Стандарт направление на достижение следующих целей :

  1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоение;
  4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Требования Стандарта к результатам освоение Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально –нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одним из требований к результатам освоение  ООПДО, является целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • Ребенок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Ребенок проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам , пытается самостоятельно придумать объяснения явлением природы и поступок людей.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Поэтому необходимо совместно с родителями формировать навыки общения детей, уже дошкольном возрасте. На базе нашего образовательного  учреждения  был создан открытый родительский клуб «СемьЯ».

Тема встреч были предложены родителями и совместно с  детьми были проиграны.  Проблема развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте, интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.  Ведущие психологи  всегда отдавали должное тому факту , что общение – необходимое условие существования человека и вместе с тем один из основных факторов и важнейший источник его психологического развития. Интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками , на основе развития строиться дальнейшее развитие личности . Этот первый опыт во многом определяет характер его отношение к себе и другим.

Дети учатся общаться со сверстниками , находить в соответствии со своими возможностями место в совместной деятельности .У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим . Мало общающийся ребенок со сверстниками  в детском сообществе  из за не умением общаться чувствует себя отвергнутым. Переживание детей могут привести к агрессивным проявлениям. Погашение  таких негативных явлений в поведении зависит и от своевременной помощи взрослого. Задача взрослых помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Сформированные в дошкольном детстве умение сопереживать , помогут правильно строить взаимоотношения со сверстниками  , доброжелательные отношения с окружающем.

В работе открытого родительского клуба «Семья» мы включаем занятие по формированию  коммуникативных общений со сверстниками  ( таб. 1)

                                                                                                                                        Таб. 1

Тематическое планирование занятие с родителями и детьми в старшем дошкольном возрасте.

Тема

Содержание основной части

Кол-во занятий.

Рисуем настроение .

Игра - Море волнуется; На что похоже настроение ;Волшебные шары; беседа – Способы повышения настроения; как можно поднять настроение ;рисование – Подбери цвет к настроению .

               

                  1

Страна волшебных                                           слов .

Игры –Вежливые слова ;Пожалуйста ;Паровозик ; Найди друга; Рукавчики; Комплименты.

                1

Учимся дружить.

Игры –Ветер дует на …;Дракон ;Тень ;Живая скульптура ;  Прогулка по ручью ; Я хороший потому что ……

1

Мы дружные ребята .

Диагностические тесты.

1

Мы вместе веселимся и играем .

Игры – Мяч в руки ; Колобок ; Опиши друга ;Зеркало ;Паровозик ; Слепой и поводырь.

1

Правила нашей группы.

Беседа –Наши вежливые слова; этюд – Скажи хорошо о друге ; игра – Комплименты 4 разбор конфликтных ситуации; рисование газеты  « правила нашей группы»

1

 

Список литературы :

  1. Алябьева Е.В. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста . М., 2002.
  2. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников . М.,2002.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1991.
  4. Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе . М., 1991.
  5. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру . М.,2000.
  6. Кряжева  Н.Л. Развитие эмоционального мира детей .Ярославль., 1996.
  7. Хухлаева О.В. и др. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольнику. М., 2001.
  8. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику . СПб., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая программа "Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми"

Данная программа рассчитана на детей подготовтельной группы, посещающих логопедический детский сад.Темы упражнений и заданий преследуют следующие цели:1 Повышение уровня самооценки.2 Обучение, навыкам...

Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...

Дипломная работа на тему "РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 6- ГОДА ЖИЗНИ"

Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на к...

Сборник игр и упражнений для развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Целью  сборника является: развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров....

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

Средства формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников

Условия для с формирования навыков общения создаются в разных видах детской деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность.В работах Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой приведена си...

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:Подобрать игры – приветствия для положител...