Тренинговая программа "Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Биссихина Виолетта Андреевна

Данная программа рассчитана на детей подготовтельной группы, посещающих логопедический детский сад.

Темы упражнений и заданий преследуют следующие цели:

1 Повышение уровня самооценки.

2 Обучение, навыкам самопрезентации.

3 Сплочение коллектива.

4 Тренировка и развитие навыков общения в коллективе.

5. Тренировка речевых способностей.

6. Формирование позитивной мотивации к школьному обучению.
В структуру каждого занятия входит:

1 Упражнение на саморазвитие (повышение самооценки, самопрезентации итд)
2 Упражнение на взаимодействие с другими (в виде подвижной игры, направлено на формирование и развитие различных коммуникативных навыков)
3 Упражнение на взаимодействие с другими (в виде игры, направлено на формирование и развитие различных коммуникативных навыков)

4 Упражнение на улучшение речевых навыков ребёнка.

Авторы игр, взятых в программу:

1. Гурива И. В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. Старшая и подготовительная группа.
2 Краснощёкова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
3 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.

4 Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов.

5 Елена Терехова Игры с детьми, направленные на повышение самооценки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание тренинговой программы формирования навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Занятие№1

Упражнение №1
Название: "Автоответчик".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: Телефон с диктофоном.

Цель: дать возможность детям почувствовать себя любимыми персонажами сказок или знаменитостями, что способствует повышению самооценки.

Инструкция: Все мы знаем, что такое автоответчик. Когда хозяев нет дома, на телефоне оставляется сообщение, и звонивший может оставить то, что необходимо сообщить хозяевам. Сейчас каждый из вам выберет себе героя за которого он оставит сообщение на наш автоответчик. Например: Привет, я Илья Муромец. Я лечу на бумажном змее, кругом гроза, и я не могу с вами больше говорить, потому, что в одной руке меч, другой я держусь за змея Позвоню попозже.
Процедура: Дети выбирают себе героя, за которого они оставляют сообщение. После того как все дети выбрали героев, они по очереди громко говорят текст сообщения в диктофон педагогу. В конце упражнения все сообщения прослушиваются.

Упражнение №2
Название: "Гусеница"

Автор (источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: воздушные шарики (по количеству игроков) или мячики.

Цель: Обучение доверию, умению подстраиваться под действия других и умению работать одной командой.
Инструкция: Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар (мячик). Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту.

Процедура: Дети встают в одну колонку друг за другом зажав между животом одного и спиной впереди стоящего шарик или мычик. После того как все стали, все, едой колонной должны пройти какой-то определённый маршрут.

Упражнение№3

Название: Пошли письмо.
Автор (источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Цель: Сплочение коллектива, повышение умений рабоать одной командой, научение взаимному сотрудничеству.
Инструкция: Дети сейчас мы будем играть в почтальона. Вставайте в груг. Я буду почтальоном. Сейчас я посылаю письмо от Серёжи к Кате. Сережа должен пожать руку своему соседу, он своему и так по кругу пока очередь не дойдёт доКати. Моя задача перехватить письмо, передавать письмо можно в обе стороны. Когда письмо будет перехвачено кто-то другой будет почтальоном вместо меня.
Процедура: Играющие стоят в кругу. Водящий - (почтальон) - в центре круга. Он говорит: "Я передаю "письмо" от Серёжи к Кате." Серерёжа начинает передавать "письмо". Он пожимает руку своему соседу, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока "письмо" не дойдёт до Кати. Цель почтальона - "перехватить письмо", то есть положить свою руку в момент пожатия на руки передающих , ребёнок водит до тех пор пока "письмо" не будет "перехвачено". Желательно, что бы каждый ребёнок побывал в роли почтальона.
Упражнение № 4

Название: Ролевая игра.

Автор (источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: не требуется.

Цель: Развитие воображения  и умение передавать свой замысел с помощью слов.

Инструкция: Сейчас каждый из вас представит себя каким-то героем и попытается нам представить этого героя. Нужно рассказать как ты выглядишь (будучи этим персонажем), что на тебе надето, где ты живёшь, что делаешь обычно, какой у тебя характер итд. Будучи героем можно показать какие-то характерные для этого героя действия ( Мишка Гамми - прыгает, русалочка плавает итд). Называть имя героя нельзя.

Процедура: Ребёнок выбирает определённую роль. Описывает, как он выглядит, говорит, одевается итд. А так же несколькими движениями показывает основные действия этого героя. Называть имя (название) героя нельзя. Другие участники должны догадаться кто это.

Занятие№2

Упражнение №1
Название: "Зайки и слоники".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: Не требуется.

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Инструкция: "Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается в комок, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Покажите, что делает зайчик когда слышит человека. А если зайчик увидит волка. Правильно зайчики убегают и прячутся так как бояться и человека, и волка.
А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными и смелыми. Покажите, как спокойно и размеренно ходят слоны. А что делают слоны когда видят человека? Они боятся его?  Нет. Слоны дружат с человеком, по этому увидев его спокойно продолжают свой путь. Покажите как. А если слон увидит тигра? Покажите, что сделает слон увидев тигра. Вы все молодцы. А теперь идите скорее ко мне. Кем вам больше понравилось быть - зайчиком или слоном? Почему?

Процедура: Педагог предлагает детям поиграть в игру зайки и слоники. Сначало все играют роль зайчиков. Педагог показывает как зайчики дрожат и прячутся. Спросив детей что делает зайчик увидев волка, педагог показывает как зайчик прячется. Дети, так же прячутся в разные стороны группы. Педагог играет в зайчиков несколько минут, после чего меняет задание, и играющие становятся слониками. Педагог сам, показывает детям спокойные и размеренные движения слона. Он постоянно акцентирует внимание детей на то, что слон нечего не боится. После игры дети и педагог обсуждают кем детям больше понравилось быть и почему.

Упражнение №2
Название: "Бездомный заяц".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: мел или обручи (в качестве домиков).

Цель: Развитие быстроты, ловкости и взаимовыручки.

Инструкция: Дети, сейчас мы сыграем с вами в игру "Бездомный заяц". Один из вас будет охотником, а другой зайцем. Вы знаете, что делают охотники? Правильно, они ловят зайцев, но зайцы могут прятаться от них в домиках. Когда наш заяц будет убегать от охотника, он может спрятаться в одном из домиков, тогда, тот кто стоял в нем до него должен убегать.

Процедура: На асфальте мелом (если игра проходит в помещении, тогда на пол кладутся обручи, размером, что бы в них легко мог стоять ребёнок) С помощью считалки выбирается ведущий- охотник и "бездомный заяц". Остальные - "зайцы" стоят в "домиках". Задача охотника поймать "бездомного зайца". Он может спрятаться в одном из домиков, но тогда другой игрок, стоящий в "домике" до этого - становится "бездомным зайцем", и убегает от "охотника". Если охотник ловит "бездомного зайца" они меняются местами. Педагог должен следить за тем, что бы как можно больше детей пряло участие в игре.

Упражнение №3
Название: Кто к нам пришёл?
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для. развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: Карточки с изображением животных.

Цель: Сплочение и тренировка организованности.

Инструкция: Ребята садитесь, и слушайте меня внимательно. Сейчас к нам в гости придут звери, о которых вы слышали на наших занятиях. Ваша задача угадать, кто пришёл к нам в гости. После того, как появится гость, и вы поймёте что догадались кто перед вами вы поднимаете руку. Говорить вслух свою догадку нельзя. Если вы скажете в слух, вы выбываете из игры. Как только я увижу что вы подняли руку я спрошу вас. Если догадка верна, придёт следующий гость, если нет, продолжим игру.

Процедура: Дети садятся на стульчики в полукруг. 5 из них подходят к педагогу, и тянут одну из карточек с изображением животного которое им надо изобразить. После чего по очереди представляют то животное которое им выпало. Задача других детей догадаться кто перед ними. Важно, что называть свою догадку, можно только после того, как ты поднял руку и тебя спросили. Тот кто выскажет свою догадку вслух, выбывает из игры.

Упражнение №4
Название: "Путешествие".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: Не требуется.

Цель: Улучшение коммуникативных и речевых навыков.

Инструкция: Дети, сейчас мы вместе с вами  отправимся в путешествие. Кто-то из вас придумает место в которое мы отправимся, а мы будем задавать ему вопросы, что бы угадать куда именно мы отправимся.

Процедура: Один из детей загадывает место куда он хотел бы отправится. После чего дети задают ему различные вопросы, что бы догадаться какое место он загадал. Педагог должен постараться сподвигнуть ребёнка к распространенным и подробным ответам.

Занятие№3

Упражнение №1
Название: "Ласковое имя".
Автор(источник):  Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для.
Оборудование: мячик.

Цель: Повышение самооценки.

Инструкция: Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот к кому мячик попадёт, называет одно свое ласковое имя или прозвище (например как называют его родители).

Процедура: Дети бросают друг другу мячь, те к кому он попадает называют своё ласковое имя.

Упражнение №2
Название: "Рыбаки и рыбки".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: 2 Верёвки (скакалки).

Цель: Развитие быстрой двигательной реакции, формирование сплочённости в коллективе.

Инструкция: Ребята сейчас 2 из вас станут рыбаками, а остальные будут рыбками. Рыбаки расставляют сети, а рыбки должны перебегать туда сюда. Неожиданно, рыбаки поднимают "сеть" и ловят рыбок.

Процедура: 2 детей становятся рыбаками остальные рыбками. Встав друг на против друга, они кладут на землю по каждую сторону от руки по 1 верёвке образуя прямоугольник и садятся на корточки. Другие дети начинают перебегать через этот прямоугольник. Неожиданно рыбаки поднимают верёвки "ловя" таким образом рыбок которые оказались между верёвками.

Упражнение №3
Название: "Садовник".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: не требуется.

Цель: Овладение способами установления взаимоотношений со сверстниками.

Инструкция: Ребята, давайте каждый из вас выберет название дерева, куста или цветка, и громко назовёт его. Я буду садовником, сейчас я произнесу считалку: Я садовником родился, не на шутку рассердился все цветы мне надоели кроме, скажем Розы. Кто у нас Роза? Теперь ты становишься садовником.

Процедура: Дети выбирают себе понравившееся растение (цветок, дерево, куст). Послу считалки ведущий называет название растения которое становится новым садовником.

Упражнение №4
Название: "Волшебный сон".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: Магнитофон со спокойной музыкой.

Цель: Развитие коммуникативных и речевых способностей.

Инструкция: Ребята, сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и уснёте, и представите себе все что угодно. После того как музыка закончится каждый из вас расскажет что он представил.

Процедура: Педагог включает музыку, дети закрывают глаза и представляют себе какой-то сон. После того, как музыку выключают, дети рассказывают другим о том что они представили.

Занятие №4

Упражнение №1
Название: " На балу у короля".
Автор(источник): И.В. Психологические игры и упражнения для.
Оборудование: Блестящая и бархатная бумага, стразы, бусинки, перья, шали итд.

Цель: Развитие уверенности в себе и навыков самопрезентации.

Инструкция: Ребята, давайте представим что мы с вами жители сказочного королевства и мы собираемся на бал к королю. Здесь, на столе лежат различные материалы из которых вы можете сделать себе короны, браслеты или маски для похода на королевский бал. Когда вы закончите, вы должны придумать кто вы, от куда приехали, и почему король и королева должны удостоить вас своим вниманием.

Процедура: Дети, из различных матерьялов делают сеье украшения и наряжаются. После чего каждый из них должен придумать себе текст представления перед королём и королевой.

Упражнение №2
Название: "Магазин игрушек".
Автор(источник): И.В. Психологические игры и упражнения для.
Оборудование: не требуется.

Цель: Научение навыкам сотрудничества.

Инструкция: Дети, сейчас мы с вами будем играть в магазин игрушек. Я буду продавцом, кто-то из вас игрушками а кто-то покупателями. Кто хочет быть покупателем? Отлично, остальные будут игрушками. Теперь покупатели могут отойти немного подальше и подождать пока магазин откроется. Что касается вас, игрушки, вы должны придумать какая вы игрушка, и что вы умеете делать, например - мячик - прыгает, машинка ездит. Отлично. Магазин открыт! Уважаемые покупатели, вам предоставляются лучшие игрушки со всего мира, все наши игрушки заводные, и могут делать какие-то действия. Выбирайте понравившуюся вам игрушку, я её включу, и вы должны догадать что это за игрушка. Если угадаете, заберёте игрушку себе, если нет, останетесь без покупки. Покупать можно строго по очереди.

Процедура: Дети делятся на 2 группы - игрушки и покупатели. Игрушки придумывают какую конкретно игрушку они должны изобразить, и что она умеет делать. А покупатель должен, в зависимости от того, что делает игрушка догадаться что это за игрушка.

Упражнение №3
Название: "Давай поговорим".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: не требуется.

Цель: Научить детей, в диалоге, с помощью вопросов, узнавать что-то новое.

Инструкция: Дети, сейчас я расскажу вам один факт о себе, а вы можете задать мне по несколько вопросов. Например: я скажу вам что очень люблю смотреть телевизор - вы можете спросить у меня: почему? Какие я обычно смотрю передачи? итд. После этого каждый из вас расскажем нам что-то о себе а мы будем задавать вопросы.

Процедура: Педагог рассказывает о себе какой-то факт, после чего дети задают ему вопросы относительно этого факта. Когда каждый задал хотя бы один вопрос, кто из детей говорит о себе какой-то факт, а другие дети задают вопросы ему.

Упражнение №4
Название: "Улиточка".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: не требуется.

Цель: Развитие коммуникативных и речевых способностей.

Инструкция: Ребята, сейчас один из вас станет улиточкой. Кто хочет? Отлично. Вставай сюда, отвернись от нас и закрой глаза. Сейчас кто-то из детей обратится к тебе а ты по голосу должен узнать кто это.

Процедура: Один из детей выходит вперед отворачивается от других детей и закрывает глаза - он улиточка. Тогда кто-то из оставшихся обращается к нему:

- Улиточка, улиточка,

Дам тебе я сахару, Высунь-ка рога.
Кусочек пирога.
Угадай, кто я?
Улиточка, должен по голосу угадать кто к нему обращается.

Занятие №5

Упражнение №1
Название: "Телевизор".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: Картонная рамка 100Х100.

Цель: Устранение барьеров общения детей друг с другом, тренировка навыков самопрезентации.

Инструкция: Дети, перед вами самый настоящий телевизор. А его главными действующими лицами будете вы. Сейчас, каждый из вас сможет провести не большую телепередачу. Что это будет: рассказ о природе, о просмотренном мультфильме или интервью со звездой придумайте сами.

Процедура: Картонная рамка выполняет роль корпуса телевизора, а дети становятся действующими лицами. по одному (или двое, если это интервью) дети начинают своё выступление в телевизоре, остальные смотрят на них с другой стороны.

Упражнение №2
Название: "Ленточки".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: Большое количество ленточек, около метра длинной.

Цель: Развитие ловкости, воспитание честности, справедливости при оценке в игре.

Инструкция: Дети, сейчас мы с вами устрою не большое соревнование. Для начала, давайте с помощью считалки выберем водящего. Теперь подойдите ко мне. Я прикреплю вам к поясу несколько цветных лент. Водящий, будет вас догонять и срывать ленточки, вы будете от него убегать, но как только я скажу "Становись в круг" вы встанете в круг и мы посчитаем собранные ленты. После команды "Становись в круг" срывать ленточки нельзя, так же нельзя, руками мешать водящему срывать ленту.

Процедура: К поясу всех детей кроме водящего прикрепляются ленты. После сигнала "Начали" водящий догоняет убегающих и срывает ленты. После сигнала "Становись в круг", игра прекращается и производится подсчёт лент. Каждый ребёнок должен побывать в роли водящего, побеждает тот, кто собрал больше всего лент. Один раунд длится 30 секунд.

Упражнение №3
Название: "Что я люблю делать".
Автор(источник): Клаус Фопель - Как научить детей сотрудничать?
Оборудование: Не требуется.

Цель: Снятие барьеров общения, тренировка навыков самопрезентации.

Инструкция: Дети сейчас каждый из вас покажет нам, что он больше всего любит делать. Но показать можно только без слов, а мы попробуем догадаться что вы любите делать.

Процедура: Один из участников игры, без слов показывает что он любит делать. Другие пытаются догадаться.

Упражнение №4
Название: "Шепот в тишине".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: не требуется.

Цель: Тренировка речевых способностей.

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем выполнять команды, которые нам даёт ведущий. Первую команду ведущий говорит обычный голосом, вторую тише, и с каждый командой его голос должен становиться все тише и тише, пока не дойдёт до шепота.

Процедура: Дети становятся в линию, а ведущий перед ними, после чего начинает отдавать команды: Руки вверх, на пояс итд. Каждая произнесённая команда говориться тише чем предыдущая. В роли ведущего должны побывать все.

Занятие№6

Упражнение №1
Название: "Волшебный стул".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование:  Стул.

Цель: Повышение самооценки, улучшение взаимоотношений между детьми.

Инструкция: Ребята, перед вами волшебный стул. Когда кто-то садится на него, то все хорошее что есть у него сразу становится ярче и сильнее. Сейчас каждый из вас, сядет на этот стул, а другие дети будут говорить ему что-то хорошее. Что им в нём нравиться, за что вы могли бы его похвалить, что он на ваш взгляд делает хорошо итд.

Процедура: Один из детей садится на стул, а другие говорят ему комплименты. Посидеть на волшебном стуле должен каждый ребёнок.

Упражнение №2
Название: "Передай движение".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: не требуется

Цель: Развитие навыков взаимодействия.

Инструкция: Ребята давайте встанем в круг и закроем глаза. Сейчас по очереди, каждый из вас будет будить своего соседа и показывать ему какое-то движение, после чего, сосед будет уже своего соседа и передает движение ему.

Процедура: Дети встают в круг и закрывают глаза. Один из них, будет соседа и показывает ему движение, после чего сосед передаёт свое движение уже другому.

Упражнение №3
Название: "Молва".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование:  не требуется.

Цель: Научить детей оценивать другого.

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами сыграем в игру молва. Один из вас будет водящим, сейчас он выйдет из комнаты. А теперь каждый из вас должен сказать что-то о том человеке, который вышел вот так. Теперь давайте позовём водящего. Итак: Была вчера я на балу, и слыхала о вас молву что.... Ты должен догадать кто из играющих, что сказал о тебе.

Процедура: Водящий выходит из комнаты, остальные что-то говорят о нём. Когда он возвращается он должен угадать, какую из произнесённых фраз, сказал тот или иной человек.

Упражнение №4
Название: "Шёпот в тишине 2".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: Стулья на которых сидят дети.

Цель: Тренировка речевых навыков.

Инструкция: Ребята садитесь в круг. Теперь Петя будет давать нам команды, а вот того кто будет исполнять ту или иную команду, Петя будет называть шёпотом, слушайте внимательно, что бы не пропустить своё имя.

Процедура: Дети садятся в круг, водящий сначала обычным голосом произносит команду, например: Похлопай в ладоши", а затем шепотом произносит имя того, кто должен эту команду выполнить. В роли водящего должны побывать все.

Занятие№7

Упражнение №1
Название: "За что меня любит мама".
Автор(источник): Елена Терехова Игры с детьми, направленные на повышение самооценки

Оборудование: не требуется.

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей. 

Инструкция: Ребята, все мы знаем, что наши мамы нас очень любят, только вот за что? Давайте каждый из нас скажет, за что его любит мама. Отлично. А теперь по очереди попробуем повторить, за что любит мама ваших товарищей.

Процедура: Дети садятся в круг и по очереди произносят за что их любит мама. Потом так же по очереди пытаться повторить выше сказанное.

Упражнение №2
Название: "Путанница".
Автор(источник): ): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: не требуется.

Цель: Развитие навыков поведения в коллективе.

Инструкция: Для этой игры нам понадобится водящий, давайте с помощью считалки выберем его. Отлично. Теперь ты Ваня повернись к нам спиной. А вы ребята становитесь в круг и возьмитесь за руки, вот так, а теперь постарайтесь как можно сильнее запутаться. Внимание, когда вы "путаетесь" разжимать руки нельзя. Отлично. Ваня поворачивайся, ты должен распутать своих товарищей.

Процедура: С помощью считалки выбирается водящий, он отворачивается, в это время остальные дети становятся в круг, берутся за руки и перепутываются. Когда все достаточно запутались, водящий поворачивается к ним и пытается их распутать.

Упражнение №3
Название: "Дружба крепкая".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: Картинки с диснеевскими героями и их друзьями.

Цель: Развитие у детей понимания дружеских отношений.

Инструкция: Ребята все мы с вами очень любим смотреть мультики про Диснеевских героях. Они преодолевают трудности и опасности, а помогают им в этом... правильно, верные друзья. Сейчас я буду показывать вам картинку с несколькими диснеевскими героями а вы постараетесь рассказать о том, чем помогла тому или иному герою дружба. Например - вот здесь вы видите Симбу, Тимона и Пумбу. Тимон и Пумба спасли Симбу когда он чуть не умер в пустыне, и помогли ему отвоевать его королевство от злого Шрама. А Симба всегда защищал их от других хищников, помните, как он спасал их от Налы, которая сначала хотела их съесть?

Процедура: Педагог показывает детям картинку с изображение нескольких диснеевских персонажей, а дети рассказывают о том, как помогла тому или иному герою дружба. Тот кто выскажет наиболее интересное мнение, получает картинку в подарок.

Упражнение №4
Название: "Я знаю".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: мячик.

Цель: Тренировка речевых навыков.

Инструкция: Дети, давайте встанем в круг, сейчас я брошу кому то мячик с такими словами: Я знаю 5 имен девочек. Тот кто получит мячик называет первое имя и кидает мяч кому то другому, тот кто называет пятое имя кидает мяч обратно мне.

Процедура: Дети встают в круг. Первый бросает мяч кому то из круга говоря я знаю (5 имён девочек, 10 домашних животных итд) после чего дети по кругу перекидывая мяч называют различное количество имён или того что указал первый.

Занятие№8

Упражнение №1
Название: "Я - лев".
Автор(источник): Елена Терехова Игры с детьми, направленные на повышение самооценки

Оборудование: не требуется.

Цель: Повышение у детей уверенности в себе.

Инструкция: А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Давайте порычим как лев. Молодцы, а теперь расскажите мне, вам понравилось быть львом? Почему.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой». 
Процедура: Дети ходят по комнате изображая из себя львов. При этом педагог постоянно акцентирует внимание детей на положительные качества льва - силу, ловкость итд. После этого дети и педагог обсуждают понравилось ли детям быть львами.

Упражнение №2
Название: "Колечко"
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: колечко или любой другой мелкий предмет. Лавочка для сидения или мел чтобы нарисовать черту.

Цель: Научить детей способам общения между собой.

Инструкция: Сейчас мы будем играть в старинную игру "Колечко". Кто-нибудь из вас уже знает правила? Отлично, но для тех кто не знает объясняю. Сейчас я буду водящим. Вы садитесь вот тут передо мной (встаёте вот за эту линию) и складываете руки вот в такую лодочку. Я Буду ходить и по очереди проводить руками между ваших рук. Кому-то из вас я положу колечко. Когда я скажу "Колечко, колечко - выйди на крылечко!" тот кто получил колечко должен выбежать ко мне, а те у кого колечка нет, должны попытаться его поймать.

Процедура: Дети сидят на лавочке в одну шеренгу (или же стоят в ряд за начерченной линией), держат руки впереди зажив ладошки друг к другу. Водящий, у которого выбирают считалкой, выходит вперёд держа руки так же как и участники, но зажав между ладоней колечко. Водящий по очереди проводит своими руками между рук других участников, стараясь незаметно положить колечко к кому то из них. После того, как водящий обойдёт всех участников он отходит от них на один шаг и говорить "Колечко, колечко - выйди на крылечко!" - тогда тот, кому положили колечко должен выбежать к водящему а те у кого колечка нет должны поймать его. Если обладатель колечка удаться выбежать то он становится водящим, если его поймают водящий остаётся прежним.

Упражнение №3
Название: "Скульптор".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: не требуется.

Цель: тренировка навыков взаимодействия.

Инструкция: Ребята разбейтесь на пары. Сейчас один из вас будет скульптором а другой глиной. Скульптор "лепит" из глины фигуру, на заданную педагогом тему. После того, как фигуры слеплены, скульптор расскажет о том, что он слепил. После этого вы поменяетесь ролями.

Процедура: Детей делят на пары. Один, из пары становится скульптором, другой глиной. Скульптор лепит фигуру на заданную тему, а затем рассказывает о том, что слепил. После этого дети меняются ролями.

Упражнение №4
Название: "Эхо".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: не требуется.

Цель: Тренировка речевых способностей.

Инструкция: Ребята вы знаете что такое эхо? Хорошо. Сейчас мы с вами поиграет "Эхо" давайте разделимся на две команды. Отлично. Первая команда будет - путниками. Путники идите сюда ко мне, вставайте в шеренгу. Мы с вами идём по горной дороге. Вторая команда будет эхом, вы должны разойтись по комнате и занять каждый своё место. Теперь, мы с путниками будем идти и издавать различные звуки, например Ау! А эхо будут их повторять.

Процедура: Дети делятся на две команды. Команда путников встаёт в шеренгу и ходит по комнате, а команда эхо расходится по комнате заняв разные места. Команда путников начинает произносить звуки - Ау, тыр тьыр тыр итд. Произносятся именно звукосочетания, а не слова. Через некоторое место дети меняются ролями.

Занятие№9

Упражнение №1
Название: Клеевой дождик.
Автор(источник): Елена Терехова Игры с детьми, направленные на повышение самооценки.

Оборудование: не требуется.

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки

Инструкция: Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять. Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать

Процедура: Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. 

Упражнение №2
Название: "Волшебники".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: лента или платок что бы завязать глаза.

Цель: сплочение коллектива, тренировка навыков общения.

Инструкция: Ребята, сегодня вы попробуете стать настоящими волшебниками. Сейчас, с помощью считалки я определю первого кандидата на роль волшебника. Теперь мы завяжем ему глаза. Ну что, видно что-нибудь, вот и хорошо. Сейчас к тебе подойдет один из твоих одногрупников и возьмёт тебя за руки, ты можешь ощупать его руки и ты должен угадать кто это.

Процедура: С помощью считалки выбирается водящий, ему завязывают глаза и он на ощупь должен догадать кого к нему подвели. Для каждого волшебника даётся 3 человека что бы он их угадал. Если ребёнок не может сам догадаться педагог должен ему помочь, с помощью подсказок.

Упражнение №3
Название: "Море волнуется".
Автор(источник): Клюева Н.В. Учим детей общению.
Оборудование: не требуется.

Цель: Улучшение навыков общение, научение ребенка к оцениваю своих одногрупников.

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами поиграем в очень известную игру. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, и вы примете форму какой-то фигуры. Это может быть: морская, лесная, небесная или огненная фигура

Процедура: Водящий говорит:
Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская (лесная, небесная, огненная) фигура на месте замри.

После чего дети принимают форму указанной фигуры. Водящий должен догадаться кого кто изображает, тот кто показал самую лучшую фигуру (по мнению водящего) становится водящим сам.

Упражнение №4
Название: "Запретные слова" или "ДаНетка".
Автор(источник): Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать?
Оборудование: по пять горошин каждому ребёнку.

Цель: тренировка речевой гибкости.

Инструкция: Ребята сейчас мы сыграем в игру где нужно быть очень очень внимательным. Я раздала вам по пять горошин, берегите их. Сейчас я буду задавать вам разные вопросы, вы можете отвечать что угодно кроме слов "Да", "Нет" или "Не знаю", слово "Не" так же говорить нельзя. Если кто то из вас ошибется и все же скажет одно из запретных слов, я заберу у него горошину. Победит тот, кто в конце останется с горошинами.

Процедура: Дети садятся на стулья и получают по пять горошин. Педагог задаёт им вопросы на которые они отвечают не используя запретных слов. Если кто-то говорит запретное слово у него забирают горошину.

Занятие№10

Упражнение №1
Название: "Комплименты".
Автор(источник): Елена Терехова Игры с детьми, направленные на повышение самооценки.
Оборудование: не требуется.

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. 

Инструкция: Ребята, сегодня у нас с вами последнее занятие, мне очень понравилось работать с вами, и на мой взгляд все вы очень большие молодцы. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем друг другу комплименты. Я начну.

Процедура: Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. 
Упражнение №2
Название: "Клубочек".
Автор(источник): Гурива И.В. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Оборудование: Клубок с нитками.

Цель: сплочение коллектива, создание приятной дружественной атмосферы.

Инструкция: Давайте каждый из нас пожелает, что -то хорошее всей нашей группе. Я начну: желаю, что бы все вы хорошо учились в школе, смотрите, я обматываю нитку из клубка вокруг запястья и передаю клубок другому. Видите теперь у нас с вами получилась настоящая паутинка.

Процедура: Дети передают друг другу клубок с нитками предварительно обмотав нитку вокруг запястья, и говоря пожелание группе.

Упражнение №3
Название: "Любимые вещи".
Автор(источник): Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать?
Оборудование: не требуется

Цель: сплочение коллектива, повышение базового доверия к людям.

Инструкция: Ребята у вас есть любимые вещи? Вот например у меня... а какие любимые вещи у вас, расскажите по очереди? Почему именно эта вещь вам дорога. А теперь пусть каждый вспомнит, какая любимая вещь у его товарищей.

Процедура: Дети садятся в круг, и рассказывают о своей любимой вещи, потом отвечают на вопрос почему именно эта вещь ему дорога. А в конце каждый должен вспомнить - любимые вещи других членов группы.

Упражнение №4
Название: "Испорченный телефон".
Автор(источник): Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
Оборудование: не требуется

Цель: улучшение речевых навыков.

Инструкция: Садитесь в шеренгу, отлично. Сейчас я что то скажу на ушко моему соседу, его задача передать, то что он услышал на ушко его соседу, тот кто будет последним повторяет, то что до него дошло. И мы сравним, как изменилось слово пройдя 6 человек.

Процедура: Дети садятся в шеренгу и по цепочке передают, на ушко заданное слово. В конце сравнивают что было и что стало.

Занятие№11

Упражнение №1

Название: "Чемодан в дорогу".

Автор(источник): Подъяблонская Татьяна Викторовна статья.

Оборудование: несколько листов бумаги с нарисованными на них большими чемоданами.

Цель: повышение мотивации.

Инструкция: Ребята, давайте вместе с вами разделимся на 2 команды. Отлично. Теперь каждая команда получаете волшебный чемодан, в этот чемодан, мы будем складывать то, что пригодится нам в школе. Первая команда будет складывать предметы, например: пенал, ручка итд. А вторая полезные качества - внимательность, воспитанность. Когда я дам вам сигнал мы с вами обсудим все что вы упаковали в ваши чемоданы.

Процедура: Детей делят на 2 команды и каждой команде выдается по одному нарисованному чемодану. После чего дети выполняют задание.

Упражнение №2

Название: "Какой он - ученик?".

Автор(источник): Подъяблонская Татьяна Викторовна статья.

Оборудование: не требуется.

Цель: повышение мотивации, путём осмысления образа ученика..

Инструкция: Ребята, мы с вами очень быстро собрали наши чемоданы. Но представьте себе, что есть места - где не знают что такое ученик. Давайте представим что к нам с вами пришёл в гости инопланетянин с другой планеты. Мы с вами постараемся ему рассказать кто такой ученик, и какой он.

Процедура: Дети по очереди рассказывают о том, какой ученик, описывают его качества итд.

Упражнение №3

Название: "Кто чему хочет научиться в школе.".

Автор(источник): Шайнурова Ираида Рагибовна, - статья.

Оборудование: не требуется.

Цель: повышение мотивации.

Инструкция: Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг. Руки вперед: "И я тоже. Согласен". Руки за спину: "Я не буду. Не согласен". Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю". Начинает игру ведущий: "Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен). А вы?" (Дети отвечают одним из трех жестов.)

Процедура: Тренер показывает детям 3 вида жеста - как ответы на вопросы, после чего дети жестами отвечают на вопросы тренера.

Упражнение №4

Задание последнее.

Название: "Здравствуй школа".

Автор(источник): Шайнурова Ираида Рагибовна, - статья.

Оборудование: не требуется.

Цель: повышение мотивации.

Инструкция: А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу…, вы все нарядные…, в руках у вас красивый букет для первой учительницы…, вы несете свой первый портфель…в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе…, вас встречает добрая и умная учительница…, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях…, вы узнаете основы многих школьных предметов…, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и «пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".

Процедура: Дети закрывают глаза и представляют себе те образы, о которых говорит им тренер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...

Картотека занятий направленных на обучение детей навыкам общения со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.

В предлагаемом вашему вниманию материале представлена система занятий на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников с 3 - 7 лет. Основная цель этого материала - осознание ребенком своих эмо...

«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»

Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека я...

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Личностное становление и развитие закладываются в дошкольном детстве. Дошкольное детство рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Боль...