Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»
статья

Тищенко Полина Петровна

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются  из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.

   Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста. Именно поэтому я стараюсь уделять внимание в своей работе на формирование навыков речевого общения  дошкольников.

 А так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то я использую в своей работе игры и игровые ситуации, упражнения.

Для изучения коммуникативных умений детей и уровня развития речи я провожу наблюдение за свободным общением, за игровой деятельностью, за «речевым поведением» ребенка. В процессе наблюдения обращаю внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли. 

Результаты этих наблюдений позволяют мне составить самое общее представление о коммуникативности детей и установить причины сложившейся негативной ситуации: из-за недостаточности словарного запаса дошкольники испытывают большие трудности в общении, форма общения у них примитивна. Дети не умеют понять и выслушать другого ребенка группы. У них неодинаковая готовностью к сотрудничеству и общению со взрослыми. 
Для выявления речевых умений и навыков я использую заранее обдуманные и специально разработанные «сценарии активизирующего общения». В естественной для ребенка деятельности (игровой, конструктивной, трудовой, художественной или любой другой), не нарушая хода его естественной жизни, общаясь с ним, я выявляю его речевые умения и навыки.

Такое мое «вторжение» воспринималось ребенком как совместная с ним игра, развлечение или как интересное общение. Такие методы и приемы обследования детской речи наиболее эффективны, т.к. проводятся в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка и его поддержки. Ощутив интерес к нему как к личности, ребенок чувствует себя раскованно и естественно. 

Мониторинг речевого развития дошкольников в начале учебного года показал: словарный запас беден, не сформированы грамматические формы. У детей различны темпы овладения родной речью, дети отличаются друг от друга  различной сформированностью речевых навыков. Учитывая все эти особенности, в планировании своей работы я использую принцип развития у детей коммуникативной целесообразности, сочетающийся с речевыми умениями на основе воспитания у них интереса к слову и к речевому общению.

Обследование речевого развития и речевого общения детей позволяет мне осуществлять в дальнейшем личностно-ориентированный подход к детям и давать индивидуальные рекомендации родителям. 

На родительском собрании я обращаю внимание родителей на речевые проблемы их детей, на то, каким способом можно оказать ребенку помощь. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию и коррекции, я приобретаю активных помощников. Для родителей провожу консультации «Использованию речевых игр в формировании речевого общения детей».

В начале учебного года, на собраниях общесадовых, групповых, индивидуальных консультациях я организовываю познавательные минутки для родителей «Играем в речевые игры», где в живой совместной игре, показываю, как можно взрослым включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком и как использовать речевые игры, упражнения и ситуации активизирующего общения в домашней обстановке. Это позволяет родителям, бабушкам, дедушкам и другим заинтересованным членам семьи открыть возможности речевых игр. 

Привлечение родителей  обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей. 

 Мной были выделены три основных направления работы:

1.формирование фонетики, лексики и грамматики,

2. формирование коммуникативной функции языка – развитие связной речи и речевого общения,

3. формирование когнитивных, познавательных способностей.

Для развития речи, обогащения словарного запаса детей, формирования коммуникативных навыков и навыков речевого общения я провожу следующую работу:
- Устанавливаю устойчивый эмоциональный и деловой контакт с ребенком с целью стимулирования развития фразовой речи и побуждения к визуальному контакту, формирования умения слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию.
- Обучаю элементарным правилам поведения в ситуации общения (внимание на говорящего, слушать внимательно, не перебивая, применять жесты, мимику и выразительные движения во время разговора). 

- Закрепляю желание и готовность к совместной со взрослым деятельности, стимулирую речь ребенка в процессе совместных действий. 

- Побуждаю детей к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой. Совершенствую возможность ребенка использовать развернутую фразовую речь в процессе общения (приветствие, обращение, просьба, благодарность, прощание)

- Практикую парное взаимодействие детей в играх с одним предметом (покатать друг другу машину, передать мяч, игрушку). 

Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группах с нарушением речи созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок мелкой моторики, уголки сюжетно-ролевых игр, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении. 

Я всегда стимулирую и поддерживаю желание рассматривать книги, участвовать в непроизвольно возникающих беседах, одобряю инициативу детей в самостоятельной художественной и театрализованной деятельности. 

Провожу работу по обогащению и активизации словаря, по формированию связной речи и речевого общения. Я ввожу новые незнакомые слова в лексикон дошкольников, т.к. знаю, что чем больше антонимов и синонимов, прилагательных и наречий будет на слуху и в обращении детей, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Занимаюсь с детьми как индивидуально, так и подгруппами. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппой из 5-6 детей с использованием раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Подгрупповые занятия помогают ребенку в новых условиях сотрудничества со взрослым усваивать новые формы поведения, формировать различные виды познания окружающей действительности, а также формировать адекватную самооценку. 

В процессе подгрупповой работы готовлю детей к переходу от делового общения к познавательному, где основными средствами общения являются речевые высказывания. 

В работу  включаю попарные игровые действия детей, игры, диалоги, моделирование речевых ситуаций, постановку вопросов и задачи проблемного характера. 

Но приоритет в работе по формированию навыков речевого общения занимают речевые игры, речевые упражнения и ситуации активирующего общения, которые играют одну из главных ролей в развитии речи и пополнении словарного запаса. 

Речевые игры я строю на коммуникативной и игровой мотивации, включаю в них элементы занимательности. Они возбуждают в детях положительные эмоции и стимулируют игровую и речевую активность. 

Заранее продумываю словарную работу (напоминание, уточнение, закрепление), организацию проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется), подбираю слова на случай затруднения у ребенка. Я использую в играх спокойную доброжелательную интонацию, продумываю, как заинтересовать игрой детей. 

Игры на обогащение словарного запаса, предметного и глагольного словаря, на внедрение качественных и притяжательных прилагательных всегда подчинялись лексическим темам, т.к. преемственность в работе логопеда и воспитателя диктует это правило.
При помощи словесных речевых игр и загадок я закрепляю знания, которые дал воспитатель, активизирую в речи новые для ребенка слова, упражняю детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. Например, в речевых играх «Один – много», «Много чего?», «Какой, какая, какое?», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Сосчитай», «Зоосад» дети упражняются в изменении слов по падежам.

Речевые игры на развитие и активизацию словаря я провожу также  с мячом. Это помогало удержать внимание дошкольника. 

Этапы обучения речевым играм с мячом: 

1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания. Повторяя образец воспитателя, ребёнок совершенствуется в понимании обращенного к нему слова (из-за особенности восприятия речи детьми с ОНР, ребенок слышит, но до него не доходит смысл услышанного, он не понимает, что ему говорят), учится правильным оборотам речи, которыми он ещё самостоятельно не владеет.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»)

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.).

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию)

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

Сначала я играю с детьми в игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Речевые игры с последовательной передачей игрового предмета (игрушки, мяча, кегли) помогают  налаживать социальные связи и устанавливать эмоциональный контакт между играющими. Дети соблюдали общий темп игры, ритм движений, очередность.

Затем я перехожу к играм, где наглядность сводится к минимуму. Я подбираю такие игры, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. Это игры типа «Угадай, что изменилось». С помощью этих игр я закрепляла названия предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Постепенно я перехожу к играм типа «чудесный мешочек», где даю детям более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

И уже, когда у ребят  накоплен  словарный запас, я играю с ними в игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет», «Похожи – не похожи». Целью таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Детям нравились словесные речевые игры. 
Речевые игры я провожу с подгруппой, и парами, и индивидуально с каждым ребенком. Если дети играют в паре, я обязательно стремлюсь к тому, чтобы сильный ребенок играл со слабым. В таких случаях эффективность игры увеличивается, партнеры могут помочь друг другу, оказать посильную помощь; дети учаться ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые действия. 

Использую ситуации активирующего общения для совершенствования синтаксической стороны речи.  Включаю такие игровые ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстнику. Это и исправление ошибок других, объяснение правил игры («я забыла»), убеждение в чем-либо.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, я создаю такие игровые ситуации, в которых общение необходимое условие.

Я использую в работе игры-импровизации по мотивам знакомых сказок. Я рассказываю сказку, демонстрирую игрушки и предоставляю детям возможность производить с ними действия. («Колобок», «Лиса и рак», «Ёж и лиса», «Соломинка, уголек и боб»).

Особое внимание уделяла обучению детей диалогу, т.к. он занимает особое значение в речевом развитии дошкольников

В диалогах дети проявляют готовность к встрече с партнером, принимают его как личность. Именно в диалогах дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными и раскованными. Дети учатся задавать вопросы, ждать ответ собеседника, учатся взаимопониманию, согласию, сочувствию, сопереживанию и содействию. 

Образец ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым, где учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению.
Использую для обучения детей диалогической речи  речевых игр и упражнений. (см. игры «Комплименты», «Хорошо и плохо», «Да» и «Нет», «Фанты», «Похожи – не похожи», «Сумей отказаться»).

При организации речевых игр и ситуаций активизирующего общения я стремлюсь к тому, чтобы дети не чувствовали обучающего воздействия. Выбираю такой стиль общения, в котором бы моя обучающая позиция заменялась партнерской. При таком взаимодействии в играх каждый ребенок получал возможность откликнуться на мое высказывание, высказаться самому, быть собеседником. 

Вывод: Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка - только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.

Опыт работы по развитию общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения, но необходимо помнить слова воспитателя и педагога Сухомлинского: «Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  «Флажок» пгт. Гвардейское»

 Симферопольского района Республики Крым

Из опыта работы:

«Роль взрослого в формировании у ребенка  навыков общения со сверстниками и взрослыми   в процессе игровой деятельности»

Учитель-логопед:                                                    

Тищенко Полина Петровна

Высшая кв. категория

        2018 г.        

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются  из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.

   Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста. Именно поэтому я стараюсь уделять внимание в своей работе на формирование навыков речевого общения  дошкольников.

 А так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то я использую в своей работе игры и игровые ситуации, упражнения.

Для изучения коммуникативных умений детей и уровня развития речи я провожу наблюдение за свободным общением, за игровой деятельностью, за «речевым поведением» ребенка. В процессе наблюдения обращаю внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли. 

Результаты этих наблюдений позволяют мне составить самое общее представление о коммуникативности детей и установить причины сложившейся негативной ситуации: из-за недостаточности словарного запаса дошкольники испытывают большие трудности в общении, форма общения у них примитивна. Дети не умеют понять и выслушать другого ребенка группы. У них неодинаковая готовностью к сотрудничеству и общению со взрослыми. 
Для выявления речевых умений и навыков я использую заранее обдуманные и специально разработанные «сценарии активизирующего общения». В естественной для ребенка деятельности (игровой, конструктивной, трудовой, художественной или любой другой), не нарушая хода его естественной жизни, общаясь с ним, я выявляю его речевые умения и навыки.

Такое мое «вторжение» воспринималось ребенком как совместная с ним игра, развлечение или как интересное общение. Такие методы и приемы обследования детской речи наиболее эффективны, т.к. проводятся в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка и его поддержки. Ощутив интерес к нему как к личности, ребенок чувствует себя раскованно и естественно. 

Мониторинг речевого развития дошкольников в начале учебного года показал: словарный запас беден, не сформированы грамматические формы. У детей различны темпы овладения родной речью, дети отличаются друг от друга  различной сформированностью речевых навыков. Учитывая все эти особенности, в планировании своей работы я использую принцип развития у детей коммуникативной целесообразности, сочетающийся с речевыми умениями на основе воспитания у них интереса к слову и к речевому общению.

Обследование речевого развития и речевого общения детей позволяет мне осуществлять в дальнейшем личностно-ориентированный подход к детям и давать индивидуальные рекомендации родителям. 

На родительском собрании я обращаю внимание родителей на речевые проблемы их детей, на то, каким способом можно оказать ребенку помощь. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию и коррекции, я приобретаю активных помощников. Для родителей провожу консультации «Использованию речевых игр в формировании речевого общения детей».

В начале учебного года, на собраниях общесадовых, групповых, индивидуальных консультациях я организовываю познавательные минутки для родителей «Играем в речевые игры», где в живой совместной игре, показываю, как можно взрослым включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком и как использовать речевые игры, упражнения и ситуации активизирующего общения в домашней обстановке. Это позволяет родителям, бабушкам, дедушкам и другим заинтересованным членам семьи открыть возможности речевых игр. 

Привлечение родителей  обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей. 

 Мной были выделены три основных направления работы:

1.формирование фонетики, лексики и грамматики,

2. формирование коммуникативной функции языка – развитие связной речи и речевого общения,

3. формирование когнитивных, познавательных способностей.

Для развития речи, обогащения словарного запаса детей, формирования коммуникативных навыков и навыков речевого общения я провожу следующую работу:
- Устанавливаю устойчивый эмоциональный и деловой контакт с ребенком с целью стимулирования развития фразовой речи и побуждения к визуальному контакту, формирования умения слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию.
- Обучаю элементарным правилам поведения в ситуации общения (внимание на говорящего, слушать внимательно, не перебивая, применять жесты, мимику и выразительные движения во время разговора). 

- Закрепляю желание и готовность к совместной со взрослым деятельности, стимулирую речь ребенка в процессе совместных действий. 

- Побуждаю детей к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой. Совершенствую возможность ребенка использовать развернутую фразовую речь в процессе общения (приветствие, обращение, просьба, благодарность, прощание)

- Практикую парное взаимодействие детей в играх с одним предметом (покатать друг другу машину, передать мяч, игрушку). 

Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группах с нарушением речи созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок мелкой моторики, уголки сюжетно-ролевых игр, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении. 

Я всегда стимулирую и поддерживаю желание рассматривать книги, участвовать в непроизвольно возникающих беседах, одобряю инициативу детей в самостоятельной художественной и театрализованной деятельности. 

Провожу работу по обогащению и активизации словаря, по формированию связной речи и речевого общения. Я ввожу новые незнакомые слова в лексикон дошкольников, т.к. знаю, что чем больше антонимов и синонимов, прилагательных и наречий будет на слуху и в обращении детей, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Занимаюсь с детьми как индивидуально, так и подгруппами. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппой из 5-6 детей с использованием раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Подгрупповые занятия помогают ребенку в новых условиях сотрудничества со взрослым усваивать новые формы поведения, формировать различные виды познания окружающей действительности, а также формировать адекватную самооценку. 

В процессе подгрупповой работы готовлю детей к переходу от делового общения к познавательному, где основными средствами общения являются речевые высказывания. 

В работу  включаю попарные игровые действия детей, игры, диалоги, моделирование речевых ситуаций, постановку вопросов и задачи проблемного характера. 

Но приоритет в работе по формированию навыков речевого общения занимают речевые игры, речевые упражнения и ситуации активирующего общения, которые играют одну из главных ролей в развитии речи и пополнении словарного запаса. 

Речевые игры я строю на коммуникативной и игровой мотивации, включаю в них элементы занимательности. Они возбуждают в детях положительные эмоции и стимулируют игровую и речевую активность. 

Заранее продумываю словарную работу (напоминание, уточнение, закрепление), организацию проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется), подбираю слова на случай затруднения у ребенка. Я использую в играх спокойную доброжелательную интонацию, продумываю, как заинтересовать игрой детей.  

Игры на обогащение словарного запаса, предметного и глагольного словаря, на внедрение качественных и притяжательных прилагательных всегда подчинялись лексическим темам, т.к. преемственность в работе логопеда и воспитателя диктует это правило.
При помощи словесных речевых игр и загадок я закрепляю знания, которые дал воспитатель, активизирую в речи новые для ребенка слова, упражняю детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. Например, в речевых играх «Один – много», «Много чего?», «Какой, какая, какое?», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Сосчитай», «Зоосад» дети упражняются в изменении слов по падежам.

Речевые игры на развитие и активизацию словаря я провожу также  с мячом. Это помогало удержать внимание дошкольника. 

Этапы обучения речевым играм с мячом: 

1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания. Повторяя образец воспитателя, ребёнок совершенствуется в понимании обращенного к нему слова (из-за особенности восприятия речи детьми с ОНР, ребенок слышит, но до него не доходит смысл услышанного, он не понимает, что ему говорят), учится правильным оборотам речи, которыми он ещё самостоятельно не владеет.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»)

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.).

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию)

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

Сначала я играю с детьми в игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Речевые игры с последовательной передачей игрового предмета (игрушки, мяча, кегли) помогают  налаживать социальные связи и устанавливать эмоциональный контакт между играющими. Дети соблюдали общий темп игры, ритм движений, очередность.

Затем я перехожу к играм, где наглядность сводится к минимуму. Я подбираю такие игры, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. Это игры типа «Угадай, что изменилось». С помощью этих игр я закрепляла названия предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Постепенно я перехожу к играм типа «чудесный мешочек», где даю детям более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

И уже, когда у ребят  накоплен  словарный запас, я играю с ними в игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет», «Похожи – не похожи». Целью таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Детям нравились словесные речевые игры. 
Речевые игры я провожу с подгруппой, и парами, и индивидуально с каждым ребенком. Если дети играют в паре, я обязательно стремлюсь к тому, чтобы сильный ребенок играл со слабым. В таких случаях эффективность игры увеличивается, партнеры могут помочь друг другу, оказать посильную помощь; дети учаться ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые действия.  

Использую ситуации активирующего общения для совершенствования синтаксической стороны речи.  Включаю такие игровые ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстнику. Это и исправление ошибок других, объяснение правил игры («я забыла»), убеждение в чем-либо.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, я создаю такие игровые ситуации, в которых общение необходимое условие.

Я использую в работе игры-импровизации по мотивам знакомых сказок. Я рассказываю сказку, демонстрирую игрушки и предоставляю детям возможность производить с ними действия. («Колобок», «Лиса и рак», «Ёж и лиса», «Соломинка, уголек и боб»).

Особое внимание уделяла обучению детей диалогу, т.к. он занимает особое значение в речевом развитии дошкольников

В диалогах дети проявляют готовность к встрече с партнером, принимают его как личность. Именно в диалогах дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными и раскованными. Дети учатся задавать вопросы, ждать ответ собеседника, учатся взаимопониманию, согласию, сочувствию, сопереживанию и содействию. 

Образец ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым, где учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению.
Использую для обучения детей диалогической речи  речевых игр и упражнений. (см. игры «Комплименты», «Хорошо и плохо», «Да» и «Нет», «Фанты», «Похожи – не похожи», «Сумей отказаться»).

При организации речевых игр и ситуаций активизирующего общения я стремлюсь к тому, чтобы дети не чувствовали обучающего воздействия. Выбираю такой стиль общения, в котором бы моя обучающая позиция заменялась партнерской. При таком взаимодействии в играх каждый ребенок получал возможность откликнуться на мое высказывание, высказаться самому, быть собеседником. 

Вывод: Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка - только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.

Опыт работы по развитию общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения, но необходимо помнить слова воспитателя и педагога Сухомлинского: «Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....

Из опыта работы « Роль игры в формировании связной речи».

Опыт  работу показывает как правильно вести работу  по формированию грамматически правильной речи у детей. Опыт  ведётся в двух направлениях: морфологическом и си...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»

Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека я...

Из опыта работы "Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста"

Джанни Родари, автор «Грамматики фантазии», писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении «бедного» родственника — вниманию и запоминанию отдаетс...

Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом "заикание"

В этом материале я рассказываю об этапах формирования чувства ритма у детей с диагнозом ТНР "заикание". И предлагаю практические упражнения для педагогов и родителей....