Из опыта работы "Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста"
статья

Белькова Ольга Дмитриевна

Джанни Родари, автор «Грамматики фантазии», писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении «бедного» родственника — вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожалению, это утверждение во многом актуально и для нашего образования. Дети приходят в детский сад, с огромным творческим потенциалом. Его реализация во многом зависит от педагогов и методов обучения. Сказки могут помочь развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом. Есть множество различных классификаций сказок. Различают волшебные и бытовые сказки, авторские, народные и т.д. Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиций фольклориста, лингвиста, литературоведа.   Наша задача — попытаться проанализировать сказки с позиции экологического образования.  Мы будем анализировать сказки не с традиционных позиций, а попытаемся рассмотреть их с естественнонаучных позиций, с учетом  взаимодействия и взаимозависимости человека и природы. Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических развлечений, на занятиях по экологии. Нет необходимости доказывать, что чтение и анализ сказок с интересом воспринимаются всеми детьми: от детского сада до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gradient.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в формировании экологических представлений    

 у детей дошкольного возраста

Джанни Родари, автор «Грамматики фантазии», писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении «бедного» родственника — вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожалению, это утверждение во многом актуально и для нашего образования. Дети приходят в детский сад, с огромным творческим потенциалом. Его реализация во многом зависит от педагогов и методов обучения. Сказки могут помочь развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом. Есть множество различных классификаций сказок. Различают волшебные и бытовые сказки, авторские, народные и т.д. Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиций фольклориста, лингвиста, литературоведа.   Наша задача — попытаться проанализировать сказки с позиции экологического образования.  Мы будем анализировать сказки не с традиционных позиций, а попытаемся рассмотреть их с естественнонаучных позиций, с учетом  взаимодействия и взаимозависимости человека и природы. Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических развлечений, на занятиях по экологии. Нет необходимости доказывать, что чтение и анализ сказок с интересом воспринимаются всеми детьми: от детского сада до школы.  

Дети со временем теряют интерес к знакомым сказкам. Подрастая, они способны анализировать и  изменять ее, вставать на позиции героев. При работе со  старшими дошкольниками  для придумывания интересных сказок неплохо воспользоваться советами Джанни Родари. Рекомендуемые им приемы могут помочь в  развитии творческих способностей и нестандартного мышления в процессе экологического образования. Не секрет, что дошкольники лучше запоминают и воспринимают интересные, эмоционально акцентированные занятия. Интерес и внимание детей к таким занятиям делает обучение более эффективным.

С этой точки зрения, очевидно, что уместно использование сказок в обучении, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь. Народные сказки в большинстве своём «экологичны»: в них чётко отражено осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. Очень долго люди воспринимали природу как нечто злое, непознанное, таящее опасность. В мифах, легендах и сказках народов мира в лесах и болотах обитают злые духи и различные отрицательные персонажи.

По прошествии времени люди стали лучше понимать природу, изучать ее негласные законы, учиться рационально использовать ресурсы. Теперь они выражали в сказках не только значимость окружающей среды для себя, но и благодарность природе. Например, земля стала называться нежно — матерью-кормилицей. Однако, бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она удовлетворит различные потребности человека в пище, крове. Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу, взять у неё как можно больше ресурсов, подчинить своей воле.

В сказках многих народов природа воспринимается с точки зрения ее житейской пользы для людей. Отсюда описание сказочных деревьев, на которых растут булки и молочные реки с кисельными берегами. Героям помогают спастись глубокие реки и густые леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое значение уделяется животным, помогающим человеку. Опять-таки, помогать людям они начинают только в определенных условиях.   Например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!».

Рассматривая сказки, обратили внимание на то, что некоторых животных люди считали своими врагами. Это почти всегда хищники. Так, во многих народных сказках волк — злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. Одновременно большинство травоядных животных, особенно если они милые, пушистые и вызывают симпатию, наделяются положительными качествами.

Дети хорошо воспринимают  характеристики животных — героев сказок: заяц — добрый, трусливый, волк — голодный, злой, лиса — красивая, хитрая, медведь – неуклюжий, косолапый. И часто эти понятия остаются с ними на всю жизнь.  Конечно, у человека более тёплое отношение к козе, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту козу.

Так же есть ещё один вид сказок, которые педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле также отражает потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много  хорошего даёт нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь. Такая потребительская точка зрения прочно поселилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930–1970-е гг., когда в литературе восхвалялось завоевание природы. В тот период господствовала установка «человек — хозяин природы», и вполне естественно, что некоторые авторы воплощали такой стереотип в своих произведениях. В авторских сказках того времени описывалась и красота природы, при этом положительное отношение людей к миру природы проявлялось специфически: описывались ловля рыбы или бабочек, сбор букетов цветов — например для того, чтобы «радоваться» природой вместе с друзьями.

В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, в которых они проживают. Например, в сказках Востока часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках народов  Севера — роль солнца. В произведениях индейцев Северной Америки чувствуется уважительное отношение к природе, как к живой, так и к неживой (например, к камням, горам, солнцу). Принимая во внимание интерес к жизни индейцев можно продуктивно использовать эти сказки с целью экологического воспитания.

Рекомендуется тщательно и аккуратно подбирать сказки для занятий с детьми и хорошо продумывать их содержание. Если для общего, всестороннего развития ребенка подходят любые сказки, то для целей экологического воспитания следует отбирать те, которые наиболее точны в определении ценностей.

Список литературы

  1. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. [Текст]/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  2. Рыжова, Н. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. [Текст]/ Н. Рыжова – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192с.
  3. Николаева, С. «Я лесной колобок - колючий бок!»: народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. [Текст]/ С. Николаева. - 2009. - N 7. - С. 53-61.
  4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие [Текст]/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

   Актуальность: Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений имеет большое значение в познавательном развитии дошкольника. ...

Консультация «Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Дети приходят в детский сад, с огромным творческим потенциалом. Его реализация во многом зависит от педагогов и методов обучения. Сказки могут помочь развить фантазию ребенка, сделать обучение привлек...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....