«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»
рабочая программа (средняя группа) по теме

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом

совете

протокол № 1

от «05» сентября 2013 г.

                                                                                                 

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад

№ 24 «Росинка»

комбинированного вида ЕМР

__________(И.М. Харисова)

Приказ № 3/1 от «05» сентября 2013 г.

Рабочая программа «Формирование экологических представлений

у детей дошкольного возраста поэтическими средствами

(стихи, потешки, песенки)»

средней группы № 7

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР

на 2013-2014 учебный год

Автор-составитель:

Кощеева Е.П.

Пояснительная записка

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Цель рабочей программы – ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки);
  • формировать у ребенка целостную картину окружающего мира;
  • расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
  • развивать у детей познавательные интересы и наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

Для реализации цели и задач рабочей программы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности воспитателей, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Работа по формированию экологических представлений в средней группе построена с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.

Работа по данному направлению осуществляется на непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать разнообразные формы работы: экспериментирование, прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы.

В конце учебного года для проверки эффективности работы целесообразно провести диагностическое обследование детей.

К концу года дети могут:

  • называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку;
  • различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;
  • называть времена года;
  • знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Календарно-тематическое планирование по разделу «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»

Месяц

Тема

Цель

Материал

Виды деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

«Что нам осень принесла?»

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или предметные картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: рост огурцов. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками.

Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Картинки грибов и ягод.

Беседы с детьми: «Осень в гости к нам пришла», об овощах, «Осенние работы в поле».

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Загадки и стихи об овощах. Рисование и лепка овощей.

Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Дидактическая игра: лото «Собирай-ка». Рисование и лепка ягод и грибов. Подвижная игра «У медведя во бору»

Консультирование родителей «Витамины – залог здоровья»

Октябрь

«Прохождение экологической тропы»

«Знакомство с декоративными рыбками»

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Дать детям представления о декоративных рыбках. Рассказать детям об особенностях содержания декоративных рыбок. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.

Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Аквариум с рыбками, корм для рыб, сачок. Игрушка Незнайка.

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка».

Беседы с детьми: об аквариумных рыбках.

Рисование «Рыбки в аквариуме».

Наблюдения: за рыбками в аквариуме.

Трудовая деятельность: кормление рыбок

Д/игра: лото «Собирай-ка»

Ноябрь

«Осенние посиделки» (беседа о домашних животных)

«Скоро зима!» (беседа о жизни диких животных в лесу)

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка), будка и загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных.

Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха, ежик, белка, сорока).

Беседы о домашних животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных.

Беседы о диких животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии картин «Дикие животные».

Декабрь

«Дежурство в уголке природы»

«Почему растаяла Снегурочка?»

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Принадлежности для дежурства в уголке природы: корм для рыб, вода, леечки, салфетки и др.

Снегурочка-кукла. Снег в емкости. Лед в формочках. Снежинки, вырезанные из бумаги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги (на каждого ребенка). Белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки. Большая емкость с водой. Глина для лепки снеговиков.

Беседы о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями. Экскурсия в старшую группу.

Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки».

Январь

«Стайка снегирей на ветках рябины»

«В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой)

Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Картинки с изображением снегиря (на каждого ребенка). Листы бумаги формата А4, краска и гуашь коричневого и красного цветов. Кисти, печатка-тычок, салфетки, баночки с водой.

Объекты экологической тропы. Угощение для птиц. Дед Природовед в зимней одежде.

Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижная игра «Воробушки и кот». Рисование и лепка птичек. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев. Рисование зимних пейзажей.

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц

Февраль

«Рассматривание кролика»

«Посадка лука»

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.

Кролик на картинке. Игрушечный зайчик.

Кукла Незнайка. Сундучок. Для посадки лука: земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.

Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Подвижные игры «Зайка серенький сидит…», «Изобрази животное».

Лепка и рисование лука. Рассматривание овощей и фруктов.

Март

«Мир комнатных растений»

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, фикус.

Картинки с изображением насекомых

Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений.

Стихи о насекомых.

Беседы с детьми: о насекомых, их пользе.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Наблюдения в природе: за бабочками, за пчёлами и др.

Д/игры: «Узнай по описанию»

Апрель

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

«Экологическая тропа весной»

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Кукла Незнайка. Розетки с сухим песком, сухой глиной, комочками песка и глины, влажным песком и глиной. Салфетки и вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки.

Объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень. Банка березового сока.

Игры с песком. Лепка изделий из глины. Роспись глиняных изделий. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек.

Рассматривание иллюстраций, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование дерева.

Май

Диагностическое задание № 1

Цель: выявить представления детей об овощах и фруктах.

Диагностическое задание № 2

Цель: выявить представления детей о растениях.

Диагностическое задание № 3

Цель: выявить представления детей о домашних и диких животных.

Диагностическое задание № 4

Цель: выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.

Литература

  1. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с., с ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил.
  3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 96 с.
  5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....