Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»
методическая разработка по окружающему миру

Федосеева Ольга Владимировна

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                              «Центр развития ребёнка № 3»

                 

             

           Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему:

      «Использование экологических игр в формировании

  экологического воспитания детей дошкольного возраста».

                        «Путешествие по временам года»

                         

                                                                                Подготовила и

                                                                                                       провела

                                                                                                       воспитатель:

                                                                                                       Федосеева О.В.

                                           

                                         

                                            г. Сергиев Посад

                                                 

                                                       

Цель: познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют  в развитие экологического  воспитания дошкольников.

Задачи: продемонстрировать новые экологические игры, которые будут способствовать в развитие экологического развития  у дошкольников,

повышение профессионального мастерства в процессе активного педагогического общения,

продемонстрировать возможность интегрирования различных  образовательных областей в процессе работы с использованием экологических игр,

Участники: педагоги ДОУ

Материалы: экологические игры для дошкольников разного возраста :

 «Дикие  и домашние животные», «Овощи и фрукты»,  « Где живет вода»,  «Воздух, земля, вода»,   «Чей малыш», «Деревья», « Кто,  где живёт». Сундучок с сюрпризом, картинки – солнышка и тучки на каждого участника. Плоскостные  гости – времена года лето, осень, зима, весна.

Вводная часть: В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Природа  полна необыкновенных чудес. Она оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Убеждения человека формируются с детства, поэтому главной задачей педагогов – это воспитание любви к природе, бережного отношения к ней. Реализовать поставленные задачи по экологическому воспитанию нам помогают игры.  Игра   - это непринуждённый и самый действенный способ повлиять на поведение, мышление и обучение ребёнка. Поэтому она должна нести только положительную, но  и достоверную информацию.

У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача.

Различные виды экологических игр направлены на формирование основ экологической культуры ребёнка. Экологические игры формируют элементарные экологические знания, способствуют сочувствию, сопереживанию к объектам природы, способствуют формированию умений и навыков природно-охранной деятельности.

Особое место занимают дидактические игры. С их помощью возможно формирование у дошкольников не только системы основных экологических понятий, но и воспитание осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы. В практической части я представлю несколько экологических игр для дошкольников разного возраста:

1.Игра» Дикие и  домашние  животные».

Цель: закрепить название диких и домашних животных, знание их место обитания, развивать речь, мышление, память. Воспитывать любовь к животным.

2.Игра «Овощи и фрукты»

Цель: знать название овощей и фруктов, место их произрастания, в  огороде – овощи, на деревьях – фрукты. Развивать  мышление, память речь. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.

3. «Где спряталась вода?»

Цель: расширить кругозор детей , знания об окружающем мире, научить бережно относиться к природе, узнать для чего нужна вода и в чём она содержится.

4. « Воздух, земля, вода».

Цель: познакомить со средой обитания растений и животных, получить знания по экологии, научиться понимать взаимосвязь различных объектов природы ,воспитывать бережное отношение к природе.

В своей деятельности я широко использую разнообразные дидактические игры,  экологического содержания, в том числе и авторские наработки. Провожу занятия в форме викторин, игровых обучающих ситуаций,  игр-драматизаций и других.

Классификация экологических игр:

ролевые;

словесные;

соревновательные;

дидактические;

игры-путешествия

Воспитатель должен пополнять свой арсенал различными видами экологических игр, которые можно использовать не только на занятиях, а в большей степени в совместной деятельности взрослого и ребёнка, а также в самостоятельной деятельности дошкольника.

Я очень хочу видеть детей своей группы любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке,  самостоятельными, инициативными, любящими свою природу и родной край. В своёй работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом – «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский).

Практическая часть:  имитация совместной деятельности (педагоги выступают в качестве дошкольников).

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, оно будет необыкновенным, увлекательным и познавательным. От вас требуется хорошее настроение, позитивный настрой. Сегодня мы отправляемся  к временам года. В конце путешествия нас ждёт сюрприз. А какой, узнаем,  когда выполним все задания времён года.

Начнём наше путешествие с самого  любимого всеми времени года: лета. Здесь летом на лугу собрались животные и дикие наших лесов, и домашние. Они не знают, где они проживают. Давайте им поможем. Надо взять коробочки и поместить в каждую коробочку по одному животному. В коробочку с рисунком дерева – дикого животного. В коробочку с рисунком домика – домашнее животное. ( Эта игра для младшего дошкольного возраста, она  способствует закреплению названий диких и домашних животных, знание место их обитания, также развивает мелкую моторику рук.)

 Молодцы справились. Лето благодарит вас. Даёт нам жёлтые листочки, в каком времени года желтеют листья? Правильно  осенью.   Мы прощаемся с чудесным временем года – летом, отправляемся в гости к осени.

Осень пора созревания овощей и фруктов. Вот нам нужно разобрать овощи и фрукты, показать всем, где растут фрукты, а где овощи. У нас корзина овощей и фруктов.  Есть чудо дерево и грядки. Распределите овощи и фрукты по местам. ( Эта игра для среднего дошкольного возраста, она закрепляет знание детей о том, где растут овощи и фрукты, их название, обобщающие слова, развивает речь мышление.)

Молодцы, Помогли осени, она нас благодарит. Даёт на красивую, холодную снежинку. В каком времени года идёт снег, трещит мороз. Правильно - это зимой. А мы отправляемся  следующее время года – это зима.

 Здесь нам нужно найти,  куда же спряталась вода? На мольберте предметные картинки, мы должны выбрать предметы,  в которых  содержится вода и закрыть её капелькой.  (Эта игра для старшего дошкольного возраста расширяет кругозор детей, знакомит со свойствами воды, для чего нужна вода и в чём она содержится).

Как мы быстро справились с заданием, зима нас благодарит и даёт нам сосульку. Когда тает снег и капает капель? Правильно весной.

Вот мы и пришли к последнему времени года – весне. Если выполним все задания, то весна нам даёт приз. И так на мольберте расположены картинки со средой обитания – воздух, земля, вода. Нужно разложить растения, животные в зависимости от их среды обитания. Затем рассказать о том, что где растёт и кто где живет. ( Эта игра для старшего  дошкольного возраста , она  познакомит детей со средой обитания растений и животных, развивает логическое мышление и речь, научит понимать взаимосвязь различных объектов природы.)

Молодцы, все справились с заданиями. Весна благодарит вас и даёт  сюрприз. Это сундучок с шоколадными монетами. Монетки раздаются всем участникам.

 Уважаемые педагоги,   выразите свое мнение о мероприятии с помощью картинок: солнышка и тучки. Если вы узнали, что- то новое, получили массу положительных впечатлений,  то поднимите солнышко, если нет, то тучку. Спасибо за оценку. Благодарю всех за участие в моём мастер – классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов  изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Показать актуальность кружк...

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить педаг...

Мастер-класс для педагогов: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....