Мастер-класс для педагогов ДОУ «Применение новых образовательных технологий по лепке в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Пластилинография)»
учебно-методический материал

Бикмакаева Олеся Фягимовна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx902 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Применение новых образовательных технологий по лепке в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Пластилинография)»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов: плотный картон, размер А4,набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

3. Рефлексия – итог мастер-класса

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография.

«Дети, конечно, не делаются художниками от того,

что в течении дошкольного детства им удалось

создать несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след, так как они приобретают опыт настоящего

творчества, который в дальнейшем

приложат к любой области труда».

Н. П. Сакулина

(В сопровождении медленной музыки.)

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер (Г. Н. Давыдова).

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии:

Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной оверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на

горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.

Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

2. Практическая часть.

На улице осень! Идет дождик! Я предлагаю сегодня порадовать себя. А что больше всего любят женщины – это цветы. Давайте сделаем цветок герберы, используя многослойную пластилинографию.

Для того, чтобы сделать герберу в технике пластилинография, понадобятся пластилин, стека, доска для лепки, картон, шаблон цветка, влажные салфетки.

C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_125000.jpg

 

Как видите, сначала необходимо будет перерисовать или распечатать шаблон, а затем смешать пластилин, чтобы у вас получилось 7 оттенков. Пусть ребёнок скатает из зелёного жгутики и покроет этими заготовками контуры нижних лепестков. Пластилином такого цвета он заполнит эти элементы. Следующая пара листочков состоит из более светлого зелёного цвета, а для верхних в зелёный было добавлено побольше жёлтого.

C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_125041.jpg

C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_125403.jpg

Пришла пора при помощи пластикового ножа или стека сделать прожилки для листьев. Покажите ребенку, как это осуществить.

  C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_125842.jpg

Из зелёного пластилина сделайте стебель. Посмотрите, как выполнить листы герберы, чтобы они получились такими красивыми.

 C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_130130.jpg

Сначала возьмите красный пластилин и слепите при помощи него сердцевину первого лепестка. Теперь во внутреннюю часть этого лепестка нужно положить немного оранжевой массы и раскатать её по нему. Затем при помощи стека добавьте штрихи. Следующий лепесток имеет сиреневый оттенок. Декорируем его розовым. Таким образом, чередуя цвета, сделайте всю герберу. После этого пусть ребёнок скатает из белого и желтого, а также, смешав эти цвета, вот такие тычинки. При помощи карандаша он сделает в каждом по углублению.

  C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_130740.jpg

C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_132024_004.jpg

C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_133055.jpg

Вот как техника пластилинография поможет создать чудесные работы. Данный шедевр также можно украсить бабочкой и фоном, который делается карандашом. Ребёнок нарисует различные веточки и цветочки, чтобы получилась чудесная картина.

C:\Users\User\Рабочий стол\мастер класс лепка\20201028_133720.jpg

 

Во время работы полезные советы:

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;

• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

• Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физминутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

• Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

3. Заключение.

В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию.

Рефлексия

-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией...

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Лепка как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Лепка как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста...