Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике на тему

Дарья Вадимовна Новик

Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    В большинстве существующих программ по воспитанию дошкольников главным методом формирования навыков общения является усвоение моральных норм и правил поведения.  На материале сказок,  рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Другой формой нравственного воспитания  является организация совместной деятельности дошкольников - игровой  или продуктивной. Здесь дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатываются навыки общения. Однако нередко такие совместные занятия детей кончаются ссорами, недовольствами сверстников. Все это способствует возникновению замкнутости, непонимания и обидам.

        В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот способ опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и навыков общения со сверстниками и направлен на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это является источником большинства проблемных форм межличностных отношений. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник  начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.

      Также  необходимо отказываться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако они направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность,  конкурентность и  ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность в коллективе. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

   Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

    Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т.д.). Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие нравственных чувств, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и прочие. 

Кроме того, работа, направленная на формирование навыков общения дошкольников со сверстниками, должна исключать какое-либо принуждение, которое может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, мы определили, что формирование навыков общения дошкольников со сверстниками должно базироваться на следующих принципах:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Представим краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения.

Психогимнастика представляет собой одну из форм психотерапии, считает Б.Д. Карвасарский (1985), при которой главное средство коммуникации — двигательная экспрессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимы. В своей книге автор описывает примеры психогимнастических упражнений для взрослых, но частично они могут быть использованы и в детской практике.

   Приемы психогимнастики, предложенные М.И. Чистяковой (1990), ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь основной акцент делается на обучение технике выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании и отреагировании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслабления. Система занятий состоит из специального курса, включающего этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

На занятиях психогимнастикой дети знакомятся со способами выражения своих эмоций. Имитация ими различных эмоциональных состояний имеет не только психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей с неврозами, нервно-психическими расстройствами, отклонениями в поведении и т.д. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в различные отклонения от нормы. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно, потому что в силу возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психологических заноз». В-третьих, у них при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит «оживление» соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о прежних переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Одним из эффективных, но малоизвестных средств развития навыков общения является практика игрового танца.

    Цель занятий игровыми танцами — стабилизация физического и психоэмоционального благополучия ребенка, улучшения межличностных отношений, адаптация и развитие адекватного отношения к себе и миру, повышение самооценки.

Целительное воздействие танцев, замеченное человеком в глубокой древности, уже давно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Попытку осмыслить природу танца, закономерности его развития и место в культурной жизни общества предпринимали многие исследователи: В.И. Уральская (1981); А.А. Климов (1994); И.А. Герасимова (1998) и др. Повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, биологов, воспитателей, специалистов физической культуры основан на альтернативном движении, не медикаментозной помощи человеку, что особенно актуально для детской практики.

Игра и движение — важнейшие факторы жизнедеятельности детей, так как они всегда готовы играть и двигаться, это ведущий мотив их существования. Пространство игрового танца телесно-культурной ориентации, целостно воздействуя на организм, позволяет каждому ребенку, в зависимости от индивидуального развития, общаться с собой, своим психофизическим и социальным «Я», со сверстниками, с окружающим реальным и вымышленным миром. Танцевальная терапия может проводиться в течение полного занятия или быть его фрагментом.

   Игровые ситуации в танце стимулируют нормальное состояние зрения, слуха, моторики, а запланированные педагогом переключения внимания оказывают положительное влияние на возбудимость и уравновешенность нервной системы ребенка. Ситуативность развития игрового танца формирует у детей с ЗПР умения ставить цели, принимать решения, что положительно сказывается на совершенствовании произвольных психологических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностно­го, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой це­лью учителям-дефектологам и воспитателям следует поощрять лю­...

Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки

Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...