Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки
статья

Богданова Виктория Павловна

Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития навыков лепки

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие - более крупные.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит.

Особые трудности при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития возникали в связи с тем, что нет соответствующих программ по работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому работу с детьми пришлось выстраивать в разных направлениях.

Ежедневно в группе проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок. Один раз в неделю в бытовом центре с детьми проводятся игры и упражнения по развитию мелкой моторики и ручной умелости (с водой, крупами, песком, магнитом и т.д.).

Кроме этого использую на занятиях песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматриваем с детьми игрушек народно-прикладного искусства.

В свободное время предлагаю детям различный пластический материал – глину, пластилин, соленое тесто для самостоятельной художественной деятельности.

Параллельно проводится работа с родителями. Наиболее эффективными формами являются – родительское собрание, мастер-класс, консультации, беседы, просмотр видеоматериалов и другие.

В настоящее время у большинства детей уже сформированы представления о разнообразии пластических материалов и возможностями своего воздействия на них, расширились возможности изобразительной деятельности детей.

Повысился интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, появилось умение выполнять декоративные композиции разными способами и расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства, а также навык создания разных композиций в технике пластилинографии.

Появилось желание экспериментировать с разными материалами на прогулке и в бытовом центре. У многих детей преодолены трудности в общении с взрослыми и сверстниками, появилась способность радоваться результатам общей работы и желание принимать участие в создании коллективных композиций.

Я считаю, что организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...

Статья: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Статья на тему: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»...

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

«Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Мы педагоги ключевая фигура в воспитательно – образовательном процессе, эффективность которого определяется профессиональной компетентностью, психологическим и физическим благополучием, отношени...