Формирование культуры питания
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Бурханова Насима Мунировна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form_kultury_pitaniya1.pptx2.98 МБ
Файл formirovanie_kultury_pitaniya_u_doshkolnikov.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры питания у дошкольников Воспитатель: Бурханова Н.М. МАДОУ детский сад №8 с. Субханкулово

Слайд 2

Формирование культуры питания у дошкольников Три основных направления: 1. Формирование представлений о: значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма полезности различных продуктов и блюд 2. Воспитание культуры поведения за столом 3. Соблюдение гигиенических требований

Слайд 6

Кулинарные и сенсорные игры «Приготовь овощной или фруктовый салат» «Варим щи, суп» и т.д. «Варим компот» «Угадай по вкусу» «Угадай по запаху» «Угадай на ощупь» «Убери лишнее»

Слайд 10

1 Укажите возраст ребенка ____________ 2. Умеет ли ребенок пользоваться вилкой, салфеткой, ложкой __________________ 3 Моет ли самостоятельно, без напоминания руки перед едой ________ 4 Помогает ли ребенок дома накрывать на стол, убирать со стола, моет посуду, интересуется приготовлением пищи (подчеркните) 5 Что ваш ребенок ест дома на завтрак __________________________ На обед _______________________ На ужин __________________________ 6 Как ваша семья обычно принимает пищу ( где _________ С кем ____) 7 Как организован режим питания в выходные: Сколько раз в день ________________ Во сколько ________________________ 8 Любимые блюда вашего ребенка 9 Любимые блюда мамы, папы 10 Любимые блюда ребенка в детском саду (или нет) 11 Ваши Не любимые блюда (и детей и родителей) Анкетирование родителей «О правильном питании детей»

Слайд 11

12 Ест ли ваш ребенок хлеб, капусту, подлив, компот, запеканки, морковь, свеклу, кисель, творог, мясо, рыбу, печень, яйца 14 Любит ли ваш ребенок перекусы перед телевизором? 15 Нравится ли вам, как ребенок ведет себя за столом дома, в гостях 16 Как часто вы готовите (покупаете) для ребенка любимые кушанья? 17 Возможна ли в вашей семье ситуация, когда ребенок получает самое вкусное? 18 Кто решает, когда, что и сколько будет есть ребенок: Мама ______ папа ______ бабушка _________ Дедушка _____ сам ребенок ______ другое ______ 19 Если ваш ребенок отказывается есть дома полезную кашу, надо: - заставить; - уговорить, поиграть (за маму, за папу) - съесть сначала конфету, потом кашу - съесть сначала кашу, потом конфету - Не кормить, проголодается – сам попросит - дать хоть что-нибудь, например, бутерброд - Другое _________

Слайд 12

Темы родительских собраний «Здоровое питание больных аллергией» «Витамины в рационе питания вашего ребенка» «Организация правильного питания будущих школьников» «Питание и воспитание» «Формула правильного питания» «Меню выходного дня»

Слайд 13

Совместимость продуктов ПРОДУКТЫ Мясо, рыба Хлеб, крупы, картофель Кисло- молочные продукты Овощи, зелень Фрукты Мясо, рыба Хлеб, крупы, картофель Кисломолочные продукты Овощи, зелень Фрукты ХОРОШО ИНОГДА МОЖНО ПЛОХОЕ СОЧЕТАНИЕ

Слайд 14

Культурно – гигиенические навыки приема пищи у детей Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Слайд 15

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет) Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно

Слайд 17

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших) Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Слайд 19

Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды. Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил Формировать первоначальные навыки дежурства Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

Слайд 21

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет) Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

Слайд 23

Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой Совершенствовать навыки дежурного по столовой

Слайд 25

Сервировка стола в доу

Слайд 26

Дежурство Вторая младшая группа Формирование у детей представления о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного труда Средняя группа Поручение расставить посуду, салфетки, хлебницы. Уборка посуды после еды (каждый ребенок ставит свою тарелку на другую, а чашку относит на раздаточный стол) Старшая и подготовительная группа Полная сервировка стола, уборка после еды. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей

Слайд 28

«Посуда и столовые приборы» «Как правильно и красиво накрыть на стол» «Поведение за столом» «Чаепитие друзей» «Научи Машу сервировке стола к обеду» НОД по теме «Столовый Этикет»

Слайд 29

Загадки Для нас она необходима Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая Зовут ее ….(тарелкою). Сел за стол я и копаю Маленькой лопаткою. Инструмент я окунаю В борщ, повидло сладкое. Что лопатка зачепнет , Отправляю прямо в рот: Кашу, торт, бульон, окрошку… Знают все, что это… (ложка).

Слайд 30

Длинные и острые Ею подцеплять куски Очень даже просто нам! (вилка). Он из стали, и прекрасно Режет овощи и мясо. Только лезвие не трожь . Ну, конечно, это… (нож).

Слайд 31

Мы дежурные сегодня. Станем быстро помогать Аккуратно и красиво Все столы сервировать. Что сначала нужно сделать? Будем руки чисто мыть. Потом фартуки наденем, Начнем скатерти стелить. Мы салфетницы поставим, А на самый центр стола – Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб всему ведь «голова» Вокруг хлебниц хороводом Блюдца с чашками стоят. Ручки чашек смотрят вправо, В блюдцах ложечки лежат. Мы тарелки всем поставим, Вилки, ложки и ножи. Не спеши, как класть подумай, А потом уж разложи. От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит. Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит. Ну а слева от тарелки Нужно вилку положить. Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить.

Слайд 32

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Формирование культуры питания у дошкольников

Слайд 1 

Формирование культуры питания у дошкольников


Слайд 2 

Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:
1. Формирование представлений о:
• значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
• роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
• полезности различных продуктов и блюд.
2. Воспитание культуры поведения за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований
Работа по формированию культуры питания должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей.
В  дошкольном образовательном учреждении для всех возрастных групп, должен быть составлен перспективный план работы по теме: ''Формирование культуры питания детей'', который позволит в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.


Слайд 3 

Система работы педагога предполагает применение различных форм и методов организации культуры питания. Основной формой работы является непосредственная образовательная деятельность, игры, досуги, развлечения.


Слайд 4, 5

Поставленные задачи реализуются через свободную игровую деятельность и специальные познавательные игры, игры-занятия, развлечения, викторины и т.д.
В ДОУ систематически проводятся НОД на темы воспитания у детей культуры питания: дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, созданных специальных ситуациях, а так же на занятиях по развитию речи, изодеятельности и т. д.


Слайд 6

В организации детской деятельности большое внимание уделяется игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Степашка, Айболит, куклы Здоровейка, Нехочуха и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

Слайд 7

В практике необходимо широко использовать кулинарные и сенсорные игры: "приготовь овощной или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”, “угадай по запаху”. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Так же можно проводить занимательные конкурсы: ”Самая обычная каша”, ”Витаминка”, где детям предлагается украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также можно провести конкурс “Знатоки овощей и фруктов”, где дети не только описывают внешний вид , но и вкусовые качества продукта.


Слайд  8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 

С помощью разработанной презентации "Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке", дети легко и с интересом познакомились с понятием «витамины»; закрепляли знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины
Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.
Разработаны и систематически проводятся с детьми занятия и беседы о культуре питания.


Слайд 16, 17 

Проведенное, среди родителей анкетирование ''О правильном питании детей'' показало, что многие из взрослых недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания.

Некоторые не имеют ни малейшего представления о диетическом, детском питании, поэтому одной из важнейших задач ДОУ является эффективное взаимодействие с родителями по теме ''Культура питания и ее значение для здоровья человека''.


Слайд 18 

Формы работы с родителями достаточно многообразны.
Примерные темы родительских собраний:

- «Здоровое питание больных аллергией»

- «Витамины в рационе питания вашего ребенка»

- «Организация правильного питания будущих школьников»

- «Питание и воспитание»

- «Формула правильного питания»

- «Меню выходного дня» и др.


Слайд 19
Результаты несбалансированного питания видны невооруженным глазом: у ребенка возникает склонность к аллергии, он слишком часто простужается, у него почти всегда плохой аппетит...
• Помните, что кефир и творог хорошо сочетаются с фруктами.
• Мясо и рыбу лучше подавать с овощами. В качестве гарнира подойдут и крупы.
• А вот макароны с мясом - непосильная комбинация для желудка маленького ребенка.
• Учитывайте также, что нельзя сочетать и разные виды белка - одновременно есть рыбу, мясо, грибы.
• Фрукты совместимы практически со всеми продуктами. Вот только не предлагайте малышу сладкий виноград сразу после сытного мясного обеда: его желудку сейчас не до сахара.
• Кстати, о сахаре: сладости уместны лишь в виде перекуса между основными приемами пищи. Причем должно пройти не менее двух часов между употреблением фиников и супа.
• Не забывайте и о напитках: сладкий компот или сок давайте ребенку пить лишь спустя 20 минут после еды.


Слайд 20
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Во время приёма пищи воспитатель объясняет, разъясняет им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах.
Проследим последовательность и постепенность задач по формированию культурно - гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.


Слайд 21, 22

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
• Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
• Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо"
• На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества;
• Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий;
• Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно


Слайд 23, 24 

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
• Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место
• Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
• В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды
• Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
• Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
• Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием.


Слайд 25, 26

Средняя группа (от 4 до 5 лет)
• Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
• Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
• Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.


Слайд 27, 28

Старшая группа (от 5 до 6 лет)
• Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
• Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.


Слайд 29, 30, 31 

Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)
• Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.


Слайд 32
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера… Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г).
Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные.

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.


Слайд 33

-Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

-В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.
-Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно, и они приучены складывать посуду аккуратно.)


Слайд 34 

Есть определенные правила, как вести себя за столом.
• Не сиди, развалившись.
• Не клади ногу на ногу.
• Не шаркай ногами, не разговаривай.
• Не вертись, не толкай товарища.
• Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
• Кусай хлеб над тарелкой.
• Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
• Правильно держи вилку, ложку и нож.
• Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
• После еды положи ложку и вилку в тарелку.
• Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
• После еды полощи рот.


Слайд 35

С детьми необходимо систематически проводить занятия по теме «Столовый этикет»
1. «Посуда и столовые приборы»
2. «Как правильно и красиво накрыть на стол»
3. «Поведение за столом»
4. «Чаепитие друзей»
5. Научим Машу сервировке стола к обеду


Слайд 36

Конспект: «Научим Машу сервировке стола к обеду».

Программное содержание:
- Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;
- Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;
- Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;
- Развивать умение правильно обращаться с посудой;
- Формировать навык последовательности сервировки стола к обеду и уборки посуды после еды,
- Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду.


Слайд 37 

Предварительная работа:
- Рассматривание посуды во время приема пищи;
- Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
- Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),
«Какая посуда спряталась?» и др.
- Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»


Слайд 38

Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, нож), столовая, презентация "Поваренок"
посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, блюдце, хлебница), салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.

Слайд 39, 40, 41

На занятии применяются такие методы и приемы: 

-сюрпризный момент

-загадывание загадок

-дидактические игры: «Четвертый лишний», «Убери со стола»
Словарная работа: сервировать, столовые приборы.

Слайд 42

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формир...

Формирование культуры питания

Формирование культуры питания...

Презентация. Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного  возраста.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование культуры питания у дошкольников через театрализованную деятельность

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты, в том числе и во время приема пищи. Я использую театрализованную ...

Консультации для родителей Формирование культуры питания.

НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ...

Консультация "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста"

Консультация  "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста"...