Речь и моторика
консультация (старшая группа)

Неверова Ирина Викторовна

Развитие речи с помощью рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_motorika.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. 
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
Внимание.
Мышление.
Координация.
Воображение.
Наблюдательность.
Память.
Речь.

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.


Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.
Познание:
Социализация (игровая деятельность).
Труд (самообслуживание).

 и здоровья).
Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))


Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.


Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игры и упражнения:
1. Игрушки-шнуровки - помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук. Развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Развивают усидчивость, внимание, терпение.
2. Деревянные пирамидки - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление.
3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности.
5. Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, а также широко могут использоваться на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
6. Игры с резинками – Способствуют развитию фантазии, графического изображения. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной.
7. Пальчиковые игры - позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость.
8. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления.
9. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления.
10. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук.
11. Манипуляции с природным, бросовым материалом. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и зрительно-моторная координация, воображение, фантазию, усидчивость, любознательность ребенка.
12. Игра для формирования трехпальцевого хвата. Способствуют развитию восприятия, зрительно-моторной координации, что развивает ловкость пальцев.
13. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
14. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:
Дети становятся внимательны, усидчивы,
Больше общаются с воспитателем и сверстниками,
Пополняется словарный запас,
Кисть приобретает хорошую подвижность,
Исчезает скованность движений,
Меняется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.


Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Вывод:
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Литература:
1. А.Белая, В.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
2. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
3. Л. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»