Консультация для педагогов.
консультация

Оксана Викторовна Шевелева

Методика работы по ознакомлению детей со строением своего организма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Методика работы по ознакомлению детей со строением своего организма». 

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников д/с, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.

Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей главную позицию, направленною на укрепление и сохранение своего здоровья, которая последствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.

Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Должны понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Рядом с педагогом и ребенком идут родители, которые помогают детям использовать полученные ими знания и умения в обыденной жизни. Для этого необходимо постоянно держать их в курсе того, что изучают дети.

Проблема оздоровления, воспитания и развития — кампания не одного дня, а  целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени. Учитывая, что целостность педагогического процесса достигается в ходе систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию соответствующей предметно-развивающей среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса, мы   разработали систему по формированию здорового образа жизни у детей, которая  включает  в себя три этапа.

На первом этапе необходимо  начать  с того, что бы познакомить детей с особенностями  человеческого тела,  с тем, что такое здоровье.

В игровой форме дети узнают , чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети и взрослые) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела).

         Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, можно попросить их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около зеркала ребятам предлагали изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан.

Овладение знаниями  детей через игру  является главным условием работы.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности, детям предложить  дидактические игры на закрепление пройденного материала, создавались игровые и проблемные ситуации.

Например, в дидактической игре «Назови и покажи» воспитатель называет какое-то действие, а дети называли соответствующую часть тела и показывали её.

Целью игры «Умею — не умею» является - акцентировать внимание детей на умениях и физических возможностях своего организма.

В дидактической игре «Человек – человеку» дети учатся   находить сходство и различие между человеком и куклой.

При помощи серии дидактических игр, детей подводим к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как «Полезно — вредно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный — синий», «Разложи правильно».

В гости к детям приходили сказочные персонажи и - просили помочь справиться с бедой. Так, в гости к детям приходила принцесса Витаминка и интересовалась, почему в этой группе такие веселые, бодрые, энергичные дети. Ребята с удовольствием отвечали на ее вопросы.

Еще одной формой, которая наиболее нравится детям, были «Размышления детей на тему...», проходившие в теплой непринужденной обстановке.

Детей собрать в круг, обычно это проходит  в вечернее время, говорили о здоровье человека. Они рассказывали, как с родителями или другими членами семьи проводили время с пользой для здоровья.

Также можно предлагать  детям проблемные  ситуации. Обсуждая ее, дети методом проб и ошибок  делали выводы о важности здорового образа жизни для человека.

Большое внимание уделялось работе с наглядным материалом. Для этого в «уголок здоровья», созданный в группе,  можно вносить различные иллюстрации с изображением больного и здорового человека, полезных и вредных продуктов. Совместно с детьми можно оформить  «Азбуку здоровья»,  которая напоминает детям о бережном отношении к своему организму.

Сформировав у детей представления о человеке как о части природы, раскрыв возможности человеческого организма,  необходимо перейти ко второму этапу, целью  которого является -дать элементарные представления о том, как устроено тело человека,  об основных органах чувств, сформировать навыки ухода за ними. Детей необходимо приучать выполнять простейшие упражнения: полоскание рта, релаксацию, несложные дыхательные упражнения, игровые массажи.

Чтобы на конкретном примере показать, к чему может привести несоблюдение человеком элементарных правил сохранения своего здоровья, можно  использовать  моделирование ситуации, цель которой — в реальных условиях показать, что здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела.

Изучать организм необходимо с главного органа человека — сердца.   объяснить, для чего человеку необходимо сердце, что случится, если оно  не будет работать. Далее  провести беседы  о том, что необходимо делать, чтобы сохранить своё сердце здоровым.  Предлагать  игры по укреплению работы сердца. Например: «Выбери продукты, полезные для работы сердца». В конце беседы дети рисовали сердце.

Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познает окружающий мир, ставили цель: сформировать у детей первоначальные представления об органах чувств, с помощью которых человек познает мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность.  Для этого  можно рассмотреть макеты этих органов, использовать игры и упражнения, например: «Умеем ли мы видеть?», «Водолазы», «Скажи тихо, громко», «Чьи глаза тебе помогут?» и т.д. 

При ознакомлении детей с человеческим организмом очень хорошо  зарекомендовала себя  исследовательская деятельность.  Для этого необходим  подбор опытов и экспериментов, которые помогают, например, подвести детей к пониманию причин возникновения звуков речи, определить вкусовые зоны языка и т.д.  

Чтобы подвести детей к пониманию роли разных частей тела в организме человека, можно проводить  игровой тренинг.

Используя схемы, обучать детей правильной чистке зубов, а также различным видам гимнастик: пальчиковой, артикуляционной, гимнастике пробуждения. Учили выполнять игровой массаж и самомассаж. Игровая форма и стихотворные тексты помогают детям запомнить упражнения.

Цель третьего этапа — формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни.

Организуя работу на этом этапе, необходимо показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому, например, способствует  организация двигательной активности на прогулке.

На прогулках нужно организовывать шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.

В свободное время разучивать  пословицы и поговорки о здоровье, например, «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Береги платье снову, а здоровье смолоду» и т.д.

При знакомстве с произведениями художественной литературы вспомнить сказки, в которых герои были очень доверчивы и неосторожны: «Сказка о мертвой царевне», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения Буратино».

Дети с удовольствием обыгрывают небольшие произведения, например, «Про девочку, которая плохо кушала».

В группах  необходимо иметь настольный театр, с помощью которого дети обыгрывают сценки, отражающие здоровый образ жизни.

Беседуя с детьми, обращать   внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.

Рассказывая о болезнях, учить  детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время такие беседы помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя.

В старших группах дети уже могут проводить самоанализ здоровья.

Например.

1. Какое настроение чаще всего бывает у вас в детском саду (Весело — грустно, интересно - не интересно, устаю — не устаю и др.)

2. Что надо делать, чтобы укреплять свое сердце? (Закаляться, больше заниматься спортом, не привыкать  к курению, больше есть  овощей и фруктов.)  

3. Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких? ( Стараюсь не огорчать их, помогаю по дому, никак не забочусь, иногда наношу вред их здоровью.)

Дальнейшую перспектива - продолжать работу по формированию здорового образа жизни у детей, расширять и углублять их знания об организме человека, необходимости заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих их людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....