Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО
консультация (младшая группа)
В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога – все это способствует успешному привыканию детей к детскому саду. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонение в поведении, неудовлетворенность ребенка в общении со взрослым, низкая педагогическая культура родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка в дошкольной организации.
Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка. В дошкольной образовательной организации впервые раскрываются потенциальные психофизиологические возможности и индивидуальные способности детей. Своевременное реагирование педагогов, и родителей на адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации важный элемент обеспечения не только психологического здоровья, но залог успешной социализации в жизни. Своевременная оценка адаптации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации позволяет обеспечить индивидуальный подход.
Для анализа причин затруднений адаптации необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации ребенка к новым жизненным обстоятельствам различны.
Фактор организации предметной среды, т.е. того материального пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность ребенка. Пространство группы детского сада – площадь комнат, интерьер, цвета, запах, звук и прочее – существенно отличается от пространства квартиры, к которой ребенок привык. Предметно – развивающую среду желательно создать по таким характеристикам:
разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).
Фактор организации времени, т.е. режим дня. Режим в семье имеет свои, порой существенные отличия от распорядка дня детском учреждении.
Фактор коммуникативного опыта ребенка. Чем меньше опыт ребенка с чужими взрослыми, тем сложнее и длительнее формируются у него отношения с воспитателями сверстниками.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что влияние семьи и семейного воспитания на адаптацию к условиям ДОУ рассматривается со следующих позиций:
уровня привязанности к матери;
индивидуальных особенностей детей в сфере общения;
сложившихся привычек;
уровень формирования навыков самостоятельности.
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. (хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть, желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок, уголок изотворчества с карандашами и фломастерами, игры с песком и водой и т.п)
2 Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО»
Консультация на тему:
«Организация процесса адаптации детей раннего возраста
в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО»
Подготовила: Китухина О.А.
Г.о.г. Бор
2021 г.
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО
В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога – все это способствует успешному привыканию детей к детскому саду. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонение в поведении, неудовлетворенность ребенка в общении со взрослым, низкая педагогическая культура родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка в дошкольной организации.
Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка. В дошкольной образовательной организации впервые раскрываются потенциальные психофизиологические возможности и индивидуальные способности детей. Своевременное реагирование педагогов, и родителей на адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации важный элемент обеспечения не только психологического здоровья, но залог успешной социализации в жизни. Своевременная оценка адаптации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации позволяет обеспечить индивидуальный подход.
Для анализа причин затруднений адаптации необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации ребенка к новым жизненным обстоятельствам различны.
Фактор организации предметной среды, т.е. того материального пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность ребенка. Пространство группы детского сада – площадь комнат, интерьер, цвета, запах, звук и прочее – существенно отличается от пространства квартиры, к которой ребенок привык. Предметно – развивающую среду желательно создать по таким характеристикам:
разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).
Фактор организации времени, т.е. режим дня. Режим в семье имеет свои, порой существенные отличия от распорядка дня детском учреждении.
Фактор коммуникативного опыта ребенка. Чем меньше опыт ребенка с чужими взрослыми, тем сложнее и длительнее формируются у него отношения с воспитателями сверстниками.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что влияние семьи и семейного воспитания на адаптацию к условиям ДОУ рассматривается со следующих позиций:
уровня привязанности к матери;
индивидуальных особенностей детей в сфере общения;
сложившихся привычек;
уровень формирования навыков самостоятельности.
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. (хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть, желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок, уголок изотворчества с карандашами и фломастерами, игры с песком и водой и т.п)
- Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
Организация процесса адаптации детей...
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Консультация для родителей "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду"
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать....
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Консультация для родителей...
Презентация "Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада....
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...