Культура поведения у дошкольников
материал

       Все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее - это учителя, выдающие ее мудрость - в книге. Объединить нас может только высокая культура. Культура ценна для всего человечества, только культура может помочь нам и в отсутствии ее - причина многих бед. Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять большое внимание подрастающему поколению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kultura_povedeniya_u_doshkolnikov.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Культура поведения у дошкольников

       Все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее - это учителя, выдающие ее мудрость - в книге. Объединить нас может только высокая культура. Культура ценна для всего человечества, только культура может помочь нам и в отсутствии ее - причина многих бед. Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять большое внимание подрастающему поколению. 

     Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

     Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

     Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

    В дошкольной педагогике проблему, формирования, этикета и воспитания культурного поведения дошкольников достаточно глубоко рассматривает Курочкина Ирина Николаевна, в методическом пособии «Дошкольнику о хороших манерах и этикете».

    В педагогической литературе, встречаются два понятия - «культура поведения» и «поведенческая культура». Они и тождественны и различны по своему содержанию. Поведение - это образ жизни и действий, в котором проступает сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, его потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания. Культура – творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Таким образом, понятие «культура поведения» соотносится с поведением конкретного человека - это совокупность форм и способов поведения человека, в которой находят отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. А «поведенческая культура» рассматривается как широкое явление, охватывающее поведение в аспекте многовековой истории человечества и общественного развития, то есть это совокупность всех явлений, выработанных человечеством в области поведения. Оно является частью общечеловеческой культуры.

    Все эти понятия тесно связаны с этикетом, который как явление в обществе появилось в 17 веке во Франции при дворе Людовика 14 и определялось как порядок поведения при дворе французского короля. Слово это, как и сам порядок, распространилось во французском обществе, а затем и в других странах. В России оно впервые появилось в начале 18 века. Этикет характеризовал собой новое явление поведенческой культуры, определяемое тогда, как соблюдение такого порядка поведения, который в своей основе строится на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Современное содержание понятия «этикет» близко к его первоначальному смыслу, хотя значительно расширилось. Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерой поведения, внешним обликом.

    Таким образом, в настоящее время овладение современной культурой поведения требует знания ее совершенного компонента – этикета, а также осознания его необходимости и целесообразности. К сведению педагогов, существует две формы этикета – речевой (словесное выражение уважения к людям) и неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям). Обе эти формы подразделяются на виды: общегражданский, придворный, дипломатический, воинский, педагогический и разновидности: деловой, служебный, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, этикет дистантного общения, этикет телефонного разговора, письма, этикет в общественных местах и т.д. Все эти разделения условны, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности.

     С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром, людьми. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первое представление о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и в детском саду. Ребенок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему общепринятую в обществе.

      Ребенка с малых лет нужно обучать правилам этикета. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Он выражается в добре, справедливости, человечности и в красоте, порядке, благоустройстве. Важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относится к себе, чтобы другие также относились к нему. Если ребенок с раннего детства приучается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет также вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

 
  Воспитатель должен являться для детей объектом для подражания.


Необходимо использовать разнообразные методы и приемы работы с детьми


Воспитание культуры поведения у детей будет проходить более успешно при использовании разнообразных форм. 


Уделять внимание воспитанию культуры поведения у детей при проведении любых режимных моментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Воспитание культуры поведения у дошкольников  Родители для ребенка — камертон: как                              ...

Круглый стол с родителями "Воспитание культуры поведения у дошкольников"

Беседа с родителями старших дошкольников о воспитании культуры поведения....

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

Воспитание культуры поведения у дошкольников.

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Это доклад на родительском собрании....

консультация на тему "Воспитание культуры поведения у дошкольников"

говориться о том , что аткое культура поведения, зачем она нужна. как её правильно привить детям. так же рассказывается о подходах различных педагогов в этом вопросе....