Организация РППС в группе раннего развития
статья (младшая группа)

Любовь Владимировна Кольцова

Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Данный материал раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps_v_gruppe_rannego_razvitiya.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила: Кольцова Л.В.,

воспитатель

Одним из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды в группе. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.  

Такая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Предметный мир раннего детства — это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует его физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию.

Также в организации РППС важна полифункциональность. Среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Но, несмотря на этот принцип в групповой комнате возможно зонирование. Важно, чтобы расположение центров или уголков способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, центр для игр со строительным материалом может соседствовать с центром сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Я хочу поделиться с коллегами оформлением театрализованного уголка в своей группе, который, несомненно, тоже является очень важным в развитии детей раннего возраста. В групповых уголках или зонах неважно количественное наполнение, надо рационально и качественно использовать для развития детей имеющиеся предметы и атрибуты. Я не буду подробно рассказывать о назначении и использовании увиденного Вами в театрализованном уголке, так как все коллеги знают, как с помощью этих предметов развивать малышей. Некоторые атрибуты не всегда находятся в данном уголке, в целях безопасности, а выносятся для специально организованной деятельности с детьми.

И в заключении надо отметить, что создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное - чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей и были адекватны целям развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету по теме "Организация РППС по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО"

анализ содержания развивающей предметно - пространственной среды по художественно - эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО...

Дидактическое пособие «Мамины помощники» в организации РППС для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Аннотация к дидактическому пособию  «Мамины помощники»в организации РППС для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация " Организация РППС в группе раннего возраста в ДОО".

" Организация РППС в группе раннего возраста в ДОО"....

Мастер - класс. «Идеи для организации активного РППС в группе раннего возраста.»

Мастер - класс . Идея для организации активного РППС в группе раннего возраста...