План по самообразованию 2021-2022
материал (подготовительная группа)

Соколова Наталия Вячеславовна

План по самообразованию

Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста

посредством экономического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

План по самообразованию

Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста

посредством экономического воспитания 

Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель:    

Соколова Н.В.

Покачи 2021

Актуальность:

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего  дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы  современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Цель:

Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:        

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Ожидаемые результаты:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Сентябрь – Октябрь

1 этап – организационно-ознакомительный Сбор информации. Анкетирование и консультации для родителей.

Ноябрь – апрель

2 этап – основной (реализация)

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику. Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Разработка дидактических игр. Моделирование ситуаций – тренингов. Чтение художественной литературы. Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.

Май

3 этап – заключительный 

Представление опыта работы по теме. Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»

Планирование для детей 5- 7 лет.

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики

Дидактическая игра «Заветные желания»

Беседа «Что такое деньги»

Октябрь

Формировать представление детей о доходах и расходах

Дидактические игры: игра «Доход-расход»

Сюжетно – ролевые игра «Магазин»

Чтение художественной литературы С. Я. Маршак "Кошкин дом" "Телефон"

Ноябрь

Формировать представление детей о профессиях

Дидактическая игра «Потребности и возможности»

Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

Знакомство с литературным произведением К. И. Чуковский "Телефон"

Беседа «Кем работают мои родители»

Изготовление  кругов Луллия «Размен»

Декабрь

Формировать представление детей о понятии «Деньги»

Дидактическая игра «Профессии»

Беседа «Деньги»

НОД «Путешествие в Эконмию»

Изготовление игры на липучках "Соверши покупку!"

Январь

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Чтение экономической сказки «Путешествие монетки»

Игра «Хочу и надо».

Изготовление теневого лото «Монетка»

Февраль

Формировать представление детей  о рекламе

 Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик»

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Изготовление  картотеки  

Март

Формировать представление о  потребностях и возможностях

Рисование «Путешествие в страну профессий»

Отгадывание загадок про профессии

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».

С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.

Изготовление леп бука «Юные экономисты»

Апрель

Формировать представление о рынке  

   Знакомство с литературным произведением Р. н. сказка "Как барин овцу купил"

Виртуальная экскурсия в банк

Экономическая сказка

Чтение сказки  С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Изготовление игры

Май

Отчёт по самообразованию

Чтение художественной литературы Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Деловая игра для  детей подготовительной группы «Азбука финансов»

План работы с родителями

№ п/п

Месяц

План работы с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет

Октябрь

Консультация: «Введение детей в мир экономики для детей 5-7лет »

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Декабрь

Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Февраль

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Март

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Буклет «История о дереве и человеке»

Апрель

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики».

Консультация для родителей

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....

План по самообразованию 2021-2022

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

План по самообразованию 2021-2022

quot;Первые сюжетные игры детей и руководство ими"...

план по самообразованию 2021-2022

План по самообразованию по теме: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"...