Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики дошкольников
статья

В статье отражено влияние изобразительного творчества, в частности нетрадиционного рисования, на развитие дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 87 «Улыбка», г. Улан-Удэ

Воспитатель: Богатикова В.А.

(статья)

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики дошкольников

       На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.

       Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

       Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач.

      Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

    Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

      Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

       Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей. За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

       Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.

       Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

       Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

  Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

      Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

    На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира,  уточняют свои  представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Задания, которые получают дети, считают посильными, ведь результаты своей работы они  видят сразу.

   Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

Блок 1 - «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

 «Рисование ладошкой»:

 «Точечный рисунок»

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

 «Печать по трафарету»

 «Кляксография обычная»

 «Кляксография трубочкой»

 «Оттиск смятой бумагой»

 «Набрызг»

 «Отпечатки листьев»

 «Поролоновые рисунки»

 «Тычок жёсткой полусухой кистью»

 «Рисование мелками»

 «Разрисовка маленьких камешков»

 «Метод ниткографии»

 «Рисование на мокрой бумаге»

 «Учимся делать фон»

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

 «Рисуем с помощью открыток»

 «Тканевые изображения»

 «Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

 «Восковые мелки или свеча+акварель»

   Для реализации поставленных задач необходимо использовать тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

       Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

       Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.

     

Используемая литература:

  1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  3. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  6. Н.В. Шайдурова «Методика обучения рисования детей дошкольного возраста» Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2010 г.