Консультация для педагогов
консультация (старшая группа)

Городынская Наталья николаевна

Тема: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Забота о воспитании здорового ребенка является ежедневной задачей в нашей работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Забота о воспитании здорового ребенка является ежедневной задачей в нашей работе.

Одним из основных факторов оздоровления детей в детском саду являются прогулки с детьми. Прогулки – это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует аппетиту, усвояемости питательных веществ и оказывает закаливающий эффект. Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина Д, необходимого для укрепления костного аппарата. Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50 процентов суточной потребности в активных движениях. Прогулка должна дать ребенку: разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях деятельности.

В любое время года при проведении прогулки воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей. В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое – перегревания. В летний период обязан соблюдать питьевой режим на прогулке.

Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Для того, чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели должны ежедневно планировать содержание прогулки. Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.

Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками: познавательной (наблюдение за явлениями природы, растительным и животным миром, неживой природой); трудовую деятельность; двигательную и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.

Познавательная деятельность детей – известно, что ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность действовать с объектами в окружающем его мире. Предметами исследования старших дошкольников могут быть: вода («Цветная капелька» , «Фонтанчики», «Водяные часы»); ветер («Откуда дует ветер», «Воздух занимает место»); песок («Узоры на песке», «Из чего построен дом»); явления неживой природы («Измерение тени взрослого и ребенка», «Изготовление солнечных часов»); живая природа «Живые часы», «Сколько лет дереву»).

Кроме этого, рекомендуется использовать разнообразные дидактические задания и игры. Например, «Найди листок, который упал давно, вчера, сегодня», «Круглый год».

С целью усиления внимания к речевой работе на прогулке рекомендуется использовать речевые игры и задания - «Что ты слышишь вокруг себя?», «Кто позвал?» и др. развивающие слуховое восприятие и фонематический слух детей.

Во всех возрастных группах, в любое время года на прогулке необходимо проводить наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в растительном и животном мире. К ним педагог должен хорошо подготовиться, продумать организацию детей, отобрать объект, за которым будут наблюдать, составить вопросы и быть готовым к неожиданным ситуациям, возникающим на прогулке (прилет птиц, распустившийся цветок, роса, радуга и пр.).

Трудовая деятельность детей – для ее организации педагогу необходимо знать и соблюдать требования гигиены детского труда, правила охраны жизни и здоровья детей (использование не травмоопасных предметов, предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей). Трудовая деятельность планируется и проводится в любое время года. Зимой организуется работа со снегом; осенью, весной и летом - в цветнике и на огороде.

Летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей .

Двигательная деятельность детей – подвижные игры, эстафеты, физкультурные развлечения, разнообразные игровые упражнения с предметами и без них, упражнения с игровыми материалами: обручами, мячами, скакалками, ракетками, кеглями и т.д., это тот перечень двигательных форм, которые следует активно использовать на прогулке. Ежедневно рекомендуется планировать две подвижных игры (утром и вечером). Кроме того, дети старших и подготовительных групп могут предложить педагогу провести их любимую игру. Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь – при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (ходьба по узкой дорожке, прыжковые упражнения) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры), изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре; выбирать место для проведения игр, изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре, определять дистанцию для пробежек, проползания, количество прыжков.

Самостоятельная деятельность детей – на прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры. Катание по ледяной дорожке, на санках, на горке дети 3-4 лет выполняют с помощью воспитателя, 5-6 летние справляются самостоятельно или с небольшой помощью педагога. Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.

Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и выполнить задуманное. Роль воспитателя заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.). Чтобы обеспечить необходимые условия для детей педагогу надо знать интересы каждого малыш. Вот некоторые обязательные правила для эффективного воздействия на здоровье ребёнка во время прогулки:

•Одевание на прогулку проводится так, чтобы дети не перегрелись и не вспотели.

•Для одевания детей младшего дошкольного возраста привлекаются, помимо помощников воспитателя, другие сотрудники.

•Определённые требования предъявляются к одежде, которая должна отвечать погодным условиям, быть лёгкой, удобной; постепенное облегчение одежды в зимне-весенний период начинать с головного убора, варежек, замены зимнего пальто.

•Следить, чтобы дети не мёрзли и не перегревались. Воспитателю необходимо знать внешние признаки, сигнализирующие о тепловом дискомфорте, и принимать незамедлительные меры. Мёрзнувшим предложить интенсивно подвигаться: попрыгать, пробежаться; сделать круговые движения руками, ногами. Вспотевший ребёнок (о чём свидетельствует испарина на носу и на лбу, влажная шея) отправляется в помещение, где помощник воспитателя переодевает его в сухое бельё, предлагает немного отдохнуть, а затем снова отправляет на улицу. Эта процедура обязательна, особенно для детей часто болеющих, т.к. перегрев для них — одна из главных причин рецидивов болезни.

•Самые интенсивные физические нагрузки выносятся: летом — на начало прогулки, пока нет жары, зимой — на конец, перед уходом в помещение.

Прогулка — важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребёнка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту. Если учесть, что нигде больше ребёнок не чувствует себя так свободно и раскованно, когда можно покричать, подурачиться, выплеснуть отрицательную энергию, поиграть в любимые подвижные игры, можно утверждать, что прогулка – ничем незаменимое комплексное оздоровительное средство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....