Мастер-класс по речевым и пальчиковым играм для родителей в старшей группе
консультация

Сергухина Ирина Анатольевна

Мастер-класс по речевым и пальчиковым играм для родителей в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер-класс по речевым и пальчиковым играм для родителей в старшей группе

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях

Форма проведения: практикум с применением игротренинга.

Участники: воспитатели, родители, воспитанники

Предварительная работа: изготовление памятки по речевым и пальчиковым играм, презентация.

Материалы: платочки, демонстрационные картинки.

План:

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг по пальчиковым и речевым играм.

3. Заключение.

Ход мастер – класса:

- Здравствуйте, уважаемые родители, ребята! Тема нашей сегодняшней встречи «Пальчиковые и речевые игры для развития».

Наша речь – мощный инструмент всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, в основном, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только при сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут способствовать улучшению речи ребенка. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома, без дополнительного оборудования.

Игротренинг с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, слышали известное высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой, которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Давайте все вместе потренируемся.

Ребята готовы? Приготовьте ваши ручки.

«Наши ушки»

Тук-тук-тук… тук-тук-тук… Наши ушки слышат стук…

(возле уха каждый палец стучит о большой по 3 раза)

Вот ладошечки шуршат… (потираем ладони друг о друга)

Наши пальчики трещат… (потираем кулаки друг о друга)

Теперь в ладони громко бей… А теперь ты их согрей…

(бьем в ладоши… затем быстро потираем их)

К путешествию готовы?

В путь отправимся мы снова…

(вращательные движения кистями)

Сядем мы на самолёт… И отправимся в полёт…

(руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле… Нас качает на волне…

(Ладони лодочкой… вверх, вниз)

Едет поезд… Колёса стучат…

(Ребром ладоней двигаем по коленям, стучим)

В поезде много весёлых ребят…

(подушечками пальцев поочерёдно нажимаем на колени)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Другие примеры пальчиковой гимнастики я приготовила вам на памятках.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

Особенно эффективны для развития речи ребенка речевые игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

«Игры на кухне»

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Н-р, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Съедобное-несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай по описанию»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: взрослый называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь – морковочка, тарелка – тарелочка, вилка – вилочка и т. д.

Игры с картинками

1. «Четвёртый лишний» - увлекательная и развивающая игра. Способствует развитию у ребенка внимания, логического мышления, обобщения и повышает словарный запас.

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая?

2. «Найди пару»

Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.

Ход игры: ведущий дает игровое поле игроку с изображением предметов, среди которых находится 1 пара по смыслу. Ребенок рассматривает карточку и находит пару каждому предмету. Игра заканчивается, когда ребенок подобрал парные карточки и объяснил их смысл. Затем ведущий совместно с игроком подводит итог – правильно ли ребенок подобрал парные картинки.

Игры на ходу (в дороге)

Если вы идете куда – то вместе с ребёнком и не знаете, чем заняться, то игры на ходу помогут увлечь ребёнка игры «на ходу».

1. «ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА»

Первый участник загадывает слово, второй участник должен на последнюю букву придумать своё слово. В игре используются имена существительные в единственном числе, а также имена, названия, клички животных. Следующий или первый игрок продолжает игру придумывая слово на последнюю букву от слова предыдущего игрока.

2. «УГАДАЙ ЦИФРУ»

Загадываете число от 1 до 10. Угадываем с трёх попыток. К примеру, загадали число 7.

ребёнок - 5

мама - больше

ребёнок - 8

мама - меньше

ребёнок - 7

мама - Угадал! Твоя очередь загадывать.

3. «О ЧЁМ РЕЧЬ?»

Нужно отгадать с трёх подсказок слово. К примеру, загадываете слово "трава". Первая подсказка "зелёная". Второй участник должен сказать одно слово. Если не отгадал, вторая подсказка "растёт". Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок.

4. «ШАГИ»

Кто быстрее дойдёт «лилипутами» - это маленькие шажки, когда вы идёте приставляя к носку пятку. Выбираете цель, к примеру, красную машину или столб. И кто дойдёт быстрее лилипутами до цели. Или у кого лилипутов больше до заданной цели.

Другой вариант, идём большими шагами – «великанами» до цели. Кто быстрее дойдёт или у кого шагов больше – меньше до цели.

Можете «предсказывать» или предугадывать сколько шагов до цели. К примеры, вы сказали 10, ребёнок 15. Проходите нужное расстояние и победитель тот, кто угадал количество шагов.

5. «ЗАКРОЙ ГЛАЗА»

Ребёнок закрывает глаза, а вы его ведёте за руку, предупреждая об опасностях на дороге: «осторожно, яма», «осторожно, бордюр» и т. д. Можно иногда подшучивать, предупреждать об опасности, хотя её не будет. Такая игра развеселит любого!

6. «ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ»

Каждый участник произносит одно предложение. Старайтесь составлять сказку, причём один может всё в смешное русло переводить, а другой в серьёзное. От этого сказка получится ещё лучше и интереснее!

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесполезным как для малыша, так и для родителя. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!