Самообразование по развитию речи
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рогожина Анастасия Александровна
Самообразование по развитию речи " Устное народное творчество "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_rogozhina_a.a.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

План по саморазвитию воспитателя

Тема : «Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей».

        

Воспитатель:А.А.Рогожина

«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей»

Цель:

  • Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества;

Задачи:

  • Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству
  • Посредством живого обрезного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
  • Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
  • Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
  • Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
  • Развивать интерес к народным играм, учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Актуальность выбранной темы:

Данная тема имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


Формы работы по самообразованию

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Знакомство с произведениями А.Барто

Из цикла «Игрушки»

Беседа на тему : «Как познакомить детей с народным фольклором»?

(Подбор методических, дидактических и игровых материалов)

Консультация на тему: «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»

Октябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Подготовить материалы для инсценировки русской народной сказки «Теремок»

Ноябрь

Открытие уголка «Народное творчество»

(знакомство детей с уголком УНТ)

Консультация : «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества»

Декабрь

День творчества

Аппликация ( разновидности Новогодних игрушек)

Организовать совместно с родителями выставку поделок на Новый год

Январь

Творческий вечер с участием родителей «Посиделки» 

Подбор материала для проведения рождественских посиделок с участием родителей

Февраль

Знакомство с произведениями К.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит»

Приобщение родителей к фольклорным праздникам «Широкая Масленица» (Изучение методических материалов, (хороводов, потешек, песенки, подвижные, народные игры

Показ с детьми сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

Март

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация : «Развитие творческих способностей детей с помощью устного народного творчества»

Викторина по устному народному творчеству

Апрель

Разучивание загадок.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

(Подготовить материалы для проведения детско-родительского конкурса «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»)

Май

Показ детьми знакомых потешек

Изучить и обобщить методические материалы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 года».

Открытое ОД по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»


Использованная литература

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.

3. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.

5. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.

6. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

8. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

9. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (младшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.

11. Интернет-ресурсы:

Maam.ru; http://domprio.ru; adme.ru; http://sbiecm6;  и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"

Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....

План по самообразованию по развитию речи для старшей группы

Развитие компонентов устной речи и практическое овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми.Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по ...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром.»

Развитие речи является одним из важнейших разделов направленных на умственное развитие ребенка....

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» на 2015-2016 учебный год.

 В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее...