Организация работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ
статья (средняя группа)

Воробьева Оксана Николаевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opyt_raboty.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ

Воробьева Оксана николаевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад с Зоркальцево», Томский район

         

       Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.  

      Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения от норм жизнедеятельности. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

      С детьми ОВЗ я работаю первый год. Поэтому приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

     Особое внимание уделяю таким направлениям их развития, как:

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативные навыки; 
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое здоровье.

        Одним из условий повышения эффективности развивающей работы - это создание предметно-развивающей среды, которая обеспечивает полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

         В своей работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. активизация познавательной деятельности;
  3. проведение подготовительных занятий;
  4. обогащение знаниями об окружающем мире;
  5. предотвращение наступления утомляемости;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

      Для себя выделила следующие задачи педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

  • выявить интересы, склонности, способности, детей к различным видам деятельности;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • Обеспечение успешности детей с особыми образовательными  потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение специалистов и родителей к ее реализации;
  • ожидание успеха, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

       Одним из направлений в своей работе с детьми я выбрала: «Организация экспериментальной деятельности, как средство повышения речевой активности».

        Исследовательская деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с ОВЗ с окружающим миром. Экспериментирование предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.

Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:

- снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);

- ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);

- низкая речевая активность;

- не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.  

      Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.

  В результате этой работы:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

          В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Правильная организация развивающей предметно-пространственная среда обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками группы.

        В нашей группе создана мини-лаборатория "Эколята-дошколята", в которой находятся все необходимое для экспериментирования. В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

        Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Основной работой с родителями являются:

- создание благоприятных условий для повышения педагогической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в различных мероприятиях.

        Для выполнения поставленных задач осуществляется консультативная поддержка родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывается методические рекомендации, советы специалистов по организации детской деятельности дома.

Список литературы:

  1. «Инклюзивное образование в России». — М.: «Юнисеф», 2011.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации...

Система организации работы с детьми с ОВЗ в ДОУ в условиях внедрения ФГОС.

С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.

Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...

«Организация работы по программе «Детство» в условиях ФГОС ДО с детьми пятого года жизни»

План самообразования  по теме «Организация работы по программе «Детство» в условиях ФГОС ДО с детьми пятого года жизни»...

Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ условиях ДОУ.

Законодательство  Российской Федерации не позволяет образовательным учреждениям отказывать в приёме дошкольника  в связи с наличием у него физического или психического недостатка. Мы н...