«Виртуальная экскурсия «Реки и озёра Кузбасса»»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мельникова  Ирина Владимировна

Формирование  чувства патриотизма  у воспитанников  дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями родного края,   его природе и водных достопримечательностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_ekskursiya_moya.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Новокузнецкий городской округ, Кузбасс

Конспект

 организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной к школе  группе
 
«Виртуальная экскурсия  «Реки и озёра Кузбасса»»

Форма проведения. Открытое мероприятие

Аудитория. Педагоги, администрация ДОУ

Время и место проведения. Февраль 2021года, музыкальных зал ДОУ.

Цель.  Формирование  чувства патриотизма  у воспитанников  дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями родного края,   его природе и водных достопримечательностей.

Задачи:

образовательные:

  1. Развивать и обогащать  представления  о Кузбассе,   расширять кругозор детей о родном крае, его водных ресурсах.
  2. Закреплять познавательные умения (составлять целое из частей, соотносить числовое значение (цифры), ориентироваться в пространстве).  
  3. Обобщить и систематизировать знания детей о  «малой родине» и Родине.
  4. Активизировать  речевую деятельность детей,   обогащать  словарный словарь.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать навык работы в коллективе.
  2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
  3. Развивать связную речь, автоматизировать поставленные звуки.

                    Воспитательные:

  1. Прививать   интерес к истории своей «малой родины».
  2. Воспитывать чувство любви к природе  и уважения к местному народу; побуждать детей к активному изучению  своего края.
  3. Повышать двигательную активность

 Предварительная работа:

- Рассматривание альбомов, фотографий, открыток, видеороликов  с природными  местами Кузбасса и  водными достопримечательностями.

Материал и оборудование:

 Презентация «Водные достопримечательности», карта Кузбасса, конверты  с пазлами;  буклеты по количеству детей,  проектор, экран, ленты и посох.

Работа над словарем:

Экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, «малая родина»,  достопримечательность, заповедник «Кузнецкий Алатау»

Ход деятельности:

Организационный момент.

Экскурсовод.  Встают в круг

Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вашим экскурсоводом, а вы экскурсантами.  (кто скажет, кто такой экскурсовод и экскурсанты?)

Ответы детей. ……. Да,  правильный ответ.

Чтобы экскурсанты не потерялись среди других, им выдают определенный знак. Я вам дам такие ленты, которые используем в ходе экскурсии (завязываем на запястье).

Мотивация.   В какой стране мы живем? Столица нашей Родины? Как вы понимаете слова «малая родина? Кто знает – как называется наш край? Ответы детей …….чем знаменит наш край? Правильно. Про наш край говорят- кузнецкий край.

Есть, возможно, уголок красивей.

Есть богаче, скажем без прикрас.

Но из всей моей России

Ближе к сердцу наш родной …. КУЗБАСС!

 Но не только углем знаменит Кузбасс. В Кузбассе есть уникальные места , в  нашей   экскурсии  я  познакомлю вас  с  некоторыми уникальными озерами и главными реками  нашего родного края. Расскажу,  какие водные достопримечательности славятся на всю Россию.

Проходят на стульчики

Экскурсовод на экране карта , лазерной указкой показывает

- Посмотрите на карту, это  карта нашего края. Каким цветом обычно выделяют реки и озера на картах ?     Ответы детей …….Правильно синим.

По карте мы составим наш маршрут экскурсии.   Я сейчас карту достану, чтобы рассмотреть ближе…

На экране карта сворачивается, достаю пустую карту

Экскурсовод. Выставляю на мольберт

Ой, что же с ней? Она пустая. Как же мы маршрут построим? Кто же  это сделал?

На экране появляется медведь и рычит.

 Медведь. Это я Медведь , хозяин Тайги. В Кузбассе меня называют Кара- Мо-Лат  (Черная Сталь) . Чтобы получить разрешение  и  маршрут составить, вам надо правила поведения в природе назвать!

Экскурсовод. Да, ребята,  по преданиям и легендам коренных жителей  нашего края мы знаем,  что прежде,  чем пойти на охоту или рыбалку,  за ягодой и грибами   они спрашивали разрешение у медведя Кара- Мо-Лата.  Они завязывали разноцветные кусочки ткани на священном дереве. У нас есть ленты и этот волшебный посох хозяина тайги. Давайте так и сделаем, завяжем ленточки на посохе и повторим правила поведения в природе.

Дети по одному  проговаривают правила, подходят к посоху и завязывают ленту.

Медведь. Хорошо, вы знаете правила.  Я дам вам карту, но  я разделил  её на 5 частей. Вы найди их  и составьте маршрут. А мне надо возвращаться  в тайгу..

На экране исчезает под звуки рычания.

Экскурсовод.  Будем искать, видимо это конверты,  подписаны  цифрам от 1 до 5 .  Каждый находит по одному конверту  и выкладывает на мольберте Дети рассаживаются на места.

Экскурсовод.  Молодцы быстро составили.

Карта Кузбасса... по ней мы пойдем.

В разных местах чудеса мы найдем.

На экране презентация слайд 1 Река Томь.

Первым пункт экскурсии – это самая длинна река  - Томь.

Река Томь –  самый большой (по размеру)  водоем на Кузбассе.  Через всю область протекает река. Она известна большим количеством  угля на своих берегах.  Именно поэтому здесь  остановились первые добытчики «черного золота

На экране презентация слайд 2 Реки Кондома и Мрас-су.

Экскурсовод. Следующий пункт экскурсии – это  две реки (левые притоки). Кондома – левый приток Томи.

Кондома в переводе с шорского означает «извилистая».  В прошлом веке на  этой реке были золотоносные жилы. Старатели добывали золото для страны.

Мрас-Су - левый приток Томи.  Река с чистой горной  водой, бурная, знаменита порогами. Пороги, это место где на дне реки огромные камни и вода бурлит, перекатывается и льётся с камней, как с порога. Сюда приезжают спортсмены со всей страны по рафтингу.

Реки – важное условие развития сельского хозяйства. Реки, особенно Томь, - крупный источник гидроэнергии. Реки, озёра и пруды – отличная база для ведения рыбного хозяйства.

Физминутка «В море рыба плавает»

На экране презентация слайд 3 (повторение рек) картинки выплывают, дети называют реку.

 Экскурсовод. Продолжаем экускурсию,  знакомимся с озёрами.

На экране презентация слайд 4. Озеро - Большой Берчикуль– самое крупное озеро Кузбасса,  Берчикуль имеет форму овала. Родниковое происхождение.  Верования о необычной энергетике воды легендарного озера не утрачены и в наши дни. Воду родников используют как лечебную.

На экране презентация слайд 5. Одно из красивейших озер Кемеровской области – Танай. В переводе с тюркского название озера ранее звучало как Ата-Танай (Отец-Мать Старожилы вспоминают, как озеро Танай в лето накануне Великой Отечественной войны обмелело, начало усыхать,  А к победному маю озеро возродилось, словно живое.  Знаменито — плавучими островами из водных растений . Эти водорослевые островки при помощи ветра способны передвигаться по глади озера.

На экране презентация слайд 6. Самым крупным среди этих озер является озеро Рыбное – настоящая жемчужина заповедника «Кузнецкий Алатау», находится уникальный гидрологический природный памятник,  водоем ледникового происхождения, знаменитое в Кузбассе озеро Рыбное (Змеиное). В озере Рыбном водится редчайшая рыба озерный черный хариус.

На экране презентация слайд 7.  Закрепление. На слайде картинки (уголь, золото, рафтинг, лечебная вода, плавучие растения, хариус). Дети называют, что это и как называется река и озеро.

Экскурсовод.  Вот такие красивые места есть в Кузбассе. В одной экскурсии рассказать про них не получится. Поэтому у каждого экскурсовода есть буклеты с изображением мест, которые посещают экскурсанты.   Имея такой буклет, каждый может стать экскурсоводом. Хотите стать экскурсоводами? Ответы детей. Да, хотим.

 Экскурсовод.  Тогда приглашаю вас самостоятельно изготовить такой буклет.  На столе заготовки буклета. Дети сгибают по линиям заготовки в гармошку. Помощь предлагает.

 Рефлексия.

Экскурсовод. Покажите, как получилось. Отлично. Теперь вы можете провести экскурсию своим родным, друзьям и соседям.  Скажите, что вам запомнилось?  вас удивило? Что заинтересовало?  Что удивило?   Ответы детей…  спасибо за ответы.  Мне очень приятно было провести экскурсию для внимательных экскурсантов, как вы.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Виртуальная экскурсия "Родники Кузбасса"

Красота природы безгранична, знакомство с родниками родного края....

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Игра "Путешествие по родному "Кузбассу" к 300 летию Кузбассу

В 2021 г наш родной регион Кузбасс празднует 300-летие обобразования .В рамках ознакомления дошкольников с родным краем,провели вместе с детьми  игру   " Путешествие по родному &qu...

Виртуальное путешествие "7 чудес Кузбасса"

Познакомить с памятниками, достопримечательностями Кемеровской области, расширять кругозор детей, развивать любознательность....