Современные формы вовлечения детей раннего возраста в образовательный процесс
статья

Костенкова Ольга Витальевна

Для правильной организации педагогической работы с малышами в условиях детского сада необходимо взрослым учитывать особенности социальной ситуации развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы вовлечения детей раннего возраста

 в образовательный процесс

 (Ольга Витальевна Костенкова,

старший воспитатель д/с «№ 12 для детей раннего возраста)

В раннем возрасте отношения ребенка со взрослым выходят на первый план. Заложенные возможности и резервы могут быть развиты только при участии взрослого. Расширяются возможности вхождения ребенка в социум, поэтому событийная общность «взрослый — ребенок» преобразуется.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в условиях детского сада необходимо взрослым учитывать особенности социальной ситуации развития. На некоторых из них я подробнее и остановлюсь.

На втором году жизни ребенка:

- Усиливается стремление к автономности и самостоятельности, но ребенок по-прежнему нуждается в участии взрослого в его жизни и деятельности.  Противоречие между стремлением к самостоятельности и объективной зависимостью от взрослого разрешается в совместной деятельности ребенка и взрослого.

- Форма взаимодействия — сотрудничество, которое активно развивается в предметной деятельности как ведущей в этом возрасте и в складывающемся «ансамбле» других видов деятельности (познание, исследование, конструирование и др.).

- Предметная деятельность становится ведущей. Мотив предметной деятельности ребенка — интерес к миру людей и миру вещей.

 -  Наблюдаются элементарные взаимодействия - деятельность «рядом». Социальная ситуация развития переходит на уровень - взаимодействия с близкими взрослыми и обогащается зарождающимися отношениями в детском сообществе.

На третьем году жизни ребенка: 

Роль взрослого остается ведущей во взаимодействии, но при этом появляется потребность в самостоятельности и независимости.

Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. Центром внимания ребенка становятся близкие взрослые и их отношение к нему, к результатам его деятельности.

 Формируются личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в познании окружающего мира и общении.

Особенности социальной ситуации развития ребенка требует правильных воздействий со стороны взрослого, определенных форм общения в их совместной деятельности с ребенком.

         Ребенок начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе и следовать им в своем поведении. Осваивает разные способы общения (преимущественно вербальные). Охотно вступает в общение и совместную деятельность с детьми. При этом взрослый продолжает оставаться главным мотивом общения.

Вашему вниманию, коллеги, предлагаю опыт работы педагогов групп раннего возраста по погружению детей в совместный образовательный процесс посредством сказки «Теремок».

 Почему именно сказка «Теремок»?  Теремок – для нас ассоциируется с детским пространством сказочного домика, привязанного к материнскому фольклору. Для сопровождения образовательного процесса педагоги ввели персонажей сказки. У каждого персонажа - свое увлечение, с которым он и приходит к малышам. Для лягушки и мышки – характерны продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация,) С Лисичкой ребятки поют и танцуют, а   Зайка любит прыгать и бегать, приглашает играть в подвижные игры, помогает развивать двигательную активность. Петушок очень любит сказки, и он сопровождает образовательную деятельность по речевому развитию. Волк – следопыт, знакомит маленьких детей с окружающим миром, вместе с ними экспериментирует с материалами и веществами, а Медведь -  развивает сенсорные способности малышей.

Каждый день утро начинается с того, что воспитатель обращает внимание деток на теремок.  Как сюрпризный момент, в окне появляется персонаж сказки и приглашает малышей заняться определенным видом деятельности за который он отвечает. В течении дня открываются несколько окон теремка, как в группе, так и на прогулке. Такой прием позволяет сосредоточить внимание малышей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. В конце дня окна закрываются. Такая форма работы очень нравится детям. Приходя утром в детский сад они, первым делом, бегут к теремку, посмотреть, кто из персонажей придет сегодня в гости. Так непосредственно самые маленькие детки в детском саду с удовольствием включаются в образовательный процесс, который им предлагают педагоги, проявляя свою активность.

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости, является и согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Представляю, вам, коллеги, формы взаимодействия с родителями наших воспитанников, посредством которых   мамы и папы учатся непосредственно вовлекать своих малышей в совместную деятельность.

Формой интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников является домашнее задание. Смысл данной формы работы в том, чтобы родители в домашних условиях смогли повторить и закрепить те знания и навыки, которые дети получили непосредственно во время образовательного процесса   в стенах детского сада. Алгоритм домашних заданий прост:

Воспитатели знакомят родителей через практические рекомендации, семейные мастер – классы с обучающими видеороликами, фотоматериалами, фрагментами проведенной образовательной деятельности с детьми, размещенными на познавательном YouTube канале «Играем! Удивляем! Развиваем!», в родительской группе «Бусинки 1+» социальной сети «ВКонтакте».

- На нашем ютуб канале имеются мастер – класс «Радуга в тарелочках», где участникам предлагали из конфеток SKITLS выложить сказочную сладкую радугу и залить водичкой.

-На мастер – классе «Рисуем пальчиками и ладошками осень», ребят и их родителей увлекают танцем, музыкой, знакомят с различными нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошками).

- Ознакомившись с мастер – классом «С мамой на кухне», родители с детьми «варят» из румяных яблочек (штампиков из разрезанного пополам яблочка) компоты, ищут сюрпризы-игрушки в волшебных коробочках с крупой, «пекут» печенье из разноцветного соленого теста;

- А мастер – класс «Волшебном море», помогает провести удивительные эксперименты.  Всей семьей дружно, смешивают разноцветный слайм, добавляли блестки, различные по цвету, форме и размеру, затем обыгрывали маленькими игрушками.

-  Мастер – класс «Гуляем с малышом» подсказывает различные идеи как превратить прогулку с ребенком в развивающее занятие, как можно развивать ребенка в песочнице или около лужи.

–посмотрев мастер – класс «Удивляемся вместе» родители узнают о том, как посреди жаркого лета можно лепить весёлого снеговика из пены для бритья и питьевой соды.

            После знакомства с практическими рекомендациями, мастер – классами мамам и папам предоставляется возможность в более комфортных домашних условиях повторить с малышом игровые занятия, закрепить знания и умения.

Родители заинтересованы данной формой работы, и с удовольствием делятся со своими педагогами фото и видео отчетами о достижениях детей. У воспитателей же появляется дополнительная возможность наблюдать динамику развития и усвоения материала каждым ребенком.

После таких совместных занятий мамы и папы уже знают, чем занять своего малыша, когда готовят ужин на кухне, отдыхают   на даче, или просто прогуливаются с семьей по парку. И чаще всего родители делают правильный вывод — надо как можно больше посвящать время своему ребенку, чаще вместе с ним посещать страну «Детства»!

Таким образом, при вовлечении детей раннего возраста в образовательный процесс   решающую роль играют взрослые, окружающие его люди: мамы, папы и конечно же воспитатели.   Именно они обеспечивают все условия, необходимые для роста, развития и воспитания малыша, что является залогом успешного формирования личности.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....

«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»

«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...

Акция в ДОУ,как форма вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс

Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности   дошкольного учреждения....

ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...