Современные формы вовлечения детей раннего возраста в образовательный процесс
статья
Для правильной организации педагогической работы с малышами в условиях детского сада необходимо взрослым учитывать особенности социальной ситуации развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы вовлечения детей раннего возраста
в образовательный процесс
(Ольга Витальевна Костенкова,
старший воспитатель д/с «№ 12 для детей раннего возраста)
В раннем возрасте отношения ребенка со взрослым выходят на первый план. Заложенные возможности и резервы могут быть развиты только при участии взрослого. Расширяются возможности вхождения ребенка в социум, поэтому событийная общность «взрослый — ребенок» преобразуется.
Для правильной организации педагогической работы с малышами в условиях детского сада необходимо взрослым учитывать особенности социальной ситуации развития. На некоторых из них я подробнее и остановлюсь.
На втором году жизни ребенка:
- Усиливается стремление к автономности и самостоятельности, но ребенок по-прежнему нуждается в участии взрослого в его жизни и деятельности. Противоречие между стремлением к самостоятельности и объективной зависимостью от взрослого разрешается в совместной деятельности ребенка и взрослого.
- Форма взаимодействия — сотрудничество, которое активно развивается в предметной деятельности как ведущей в этом возрасте и в складывающемся «ансамбле» других видов деятельности (познание, исследование, конструирование и др.).
- Предметная деятельность становится ведущей. Мотив предметной деятельности ребенка — интерес к миру людей и миру вещей.
- Наблюдаются элементарные взаимодействия - деятельность «рядом». Социальная ситуация развития переходит на уровень - взаимодействия с близкими взрослыми и обогащается зарождающимися отношениями в детском сообществе.
На третьем году жизни ребенка:
Роль взрослого остается ведущей во взаимодействии, но при этом появляется потребность в самостоятельности и независимости.
Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. Центром внимания ребенка становятся близкие взрослые и их отношение к нему, к результатам его деятельности.
Формируются личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в познании окружающего мира и общении.
Особенности социальной ситуации развития ребенка требует правильных воздействий со стороны взрослого, определенных форм общения в их совместной деятельности с ребенком.
Ребенок начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе и следовать им в своем поведении. Осваивает разные способы общения (преимущественно вербальные). Охотно вступает в общение и совместную деятельность с детьми. При этом взрослый продолжает оставаться главным мотивом общения.
Вашему вниманию, коллеги, предлагаю опыт работы педагогов групп раннего возраста по погружению детей в совместный образовательный процесс посредством сказки «Теремок».
Почему именно сказка «Теремок»? Теремок – для нас ассоциируется с детским пространством сказочного домика, привязанного к материнскому фольклору. Для сопровождения образовательного процесса педагоги ввели персонажей сказки. У каждого персонажа - свое увлечение, с которым он и приходит к малышам. Для лягушки и мышки – характерны продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация,) С Лисичкой ребятки поют и танцуют, а Зайка любит прыгать и бегать, приглашает играть в подвижные игры, помогает развивать двигательную активность. Петушок очень любит сказки, и он сопровождает образовательную деятельность по речевому развитию. Волк – следопыт, знакомит маленьких детей с окружающим миром, вместе с ними экспериментирует с материалами и веществами, а Медведь - развивает сенсорные способности малышей.
Каждый день утро начинается с того, что воспитатель обращает внимание деток на теремок. Как сюрпризный момент, в окне появляется персонаж сказки и приглашает малышей заняться определенным видом деятельности за который он отвечает. В течении дня открываются несколько окон теремка, как в группе, так и на прогулке. Такой прием позволяет сосредоточить внимание малышей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. В конце дня окна закрываются. Такая форма работы очень нравится детям. Приходя утром в детский сад они, первым делом, бегут к теремку, посмотреть, кто из персонажей придет сегодня в гости. Так непосредственно самые маленькие детки в детском саду с удовольствием включаются в образовательный процесс, который им предлагают педагоги, проявляя свою активность.
Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости, является и согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов.
Представляю, вам, коллеги, формы взаимодействия с родителями наших воспитанников, посредством которых мамы и папы учатся непосредственно вовлекать своих малышей в совместную деятельность.
Формой интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников является домашнее задание. Смысл данной формы работы в том, чтобы родители в домашних условиях смогли повторить и закрепить те знания и навыки, которые дети получили непосредственно во время образовательного процесса в стенах детского сада. Алгоритм домашних заданий прост:
Воспитатели знакомят родителей через практические рекомендации, семейные мастер – классы с обучающими видеороликами, фотоматериалами, фрагментами проведенной образовательной деятельности с детьми, размещенными на познавательном YouTube канале «Играем! Удивляем! Развиваем!», в родительской группе «Бусинки 1+» социальной сети «ВКонтакте».
- На нашем ютуб канале имеются мастер – класс «Радуга в тарелочках», где участникам предлагали из конфеток SKITLS выложить сказочную сладкую радугу и залить водичкой.
-На мастер – классе «Рисуем пальчиками и ладошками осень», ребят и их родителей увлекают танцем, музыкой, знакомят с различными нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошками).
- Ознакомившись с мастер – классом «С мамой на кухне», родители с детьми «варят» из румяных яблочек (штампиков из разрезанного пополам яблочка) компоты, ищут сюрпризы-игрушки в волшебных коробочках с крупой, «пекут» печенье из разноцветного соленого теста;
- А мастер – класс «Волшебном море», помогает провести удивительные эксперименты. Всей семьей дружно, смешивают разноцветный слайм, добавляли блестки, различные по цвету, форме и размеру, затем обыгрывали маленькими игрушками.
- Мастер – класс «Гуляем с малышом» подсказывает различные идеи как превратить прогулку с ребенком в развивающее занятие, как можно развивать ребенка в песочнице или около лужи.
–посмотрев мастер – класс «Удивляемся вместе» родители узнают о том, как посреди жаркого лета можно лепить весёлого снеговика из пены для бритья и питьевой соды.
После знакомства с практическими рекомендациями, мастер – классами мамам и папам предоставляется возможность в более комфортных домашних условиях повторить с малышом игровые занятия, закрепить знания и умения.
Родители заинтересованы данной формой работы, и с удовольствием делятся со своими педагогами фото и видео отчетами о достижениях детей. У воспитателей же появляется дополнительная возможность наблюдать динамику развития и усвоения материала каждым ребенком.
После таких совместных занятий мамы и папы уже знают, чем занять своего малыша, когда готовят ужин на кухне, отдыхают на даче, или просто прогуливаются с семьей по парку. И чаще всего родители делают правильный вывод — надо как можно больше посвящать время своему ребенку, чаще вместе с ним посещать страну «Детства»!
Таким образом, при вовлечении детей раннего возраста в образовательный процесс решающую роль играют взрослые, окружающие его люди: мамы, папы и конечно же воспитатели. Именно они обеспечивают все условия, необходимые для роста, развития и воспитания малыша, что является залогом успешного формирования личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-70448-1365335478.jpg)
Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-919529-1493025788.jpg)
«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»
«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965367-1509221737.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995653-1515997132.jpg)
Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"
Важно развивать развитие речи детей,это основа основ для каждого ребёнка!...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-1444638-1671303045.jpg)
План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"
План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-357307-1387549094.jpg)
Акция в ДОУ,как форма вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс
Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/13/picture-1457986-1676287156.jpg)
ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...