Профориентация дошкольников
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кичина Наталья Анатольевна

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_doshkolnikov.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация дошкольников

Профориентация дошкольников в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.  

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. 

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:  

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень

важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;  

  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;  
  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;  
  • были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;  
  • учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.  

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.  

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.

Какие же современные технологии можно использовать при работе с детьми ?

  • Технология проектной деятельности

-игровая педагогическая технология

  • икт  

 

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проектов так как он 

  • основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию;  
  • позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.  

А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!  

Мною был разработан педагогический проект «В мире профессий».  

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.  

Формы работы по проекту:

Экскурсии         -         самый         эффективный         вид         профориентационной деятельности в проекте. Он даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

 

Взаимодействие с родителями.

Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.

А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

 

Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, рассказать и показать инструменты которыми он работает. Рассматривание принесенных ими орудий труда, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников.

 

 

 

Занятия. А как на занятии рассказать детям о профессиях?. Вот здесь нам поможет информационно – коммутативная технология которая предполагает моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе компьютерные экскурсии.  

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.  

Теперь перейдем к следующей современной технологии – это игровая

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нашими педагогами широко используется педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр        вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком.  

1.Четко поставленной целью обучения;  

2.Соответствующим         цели         педагогическим         результатом познавательной направленности.  

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

 В         ходе         игры         дошкольники         начинают         отражать         содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)  

Беря на себя ту или иную роль (шофера, продавца, повара) и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения,         складывающиеся         между         людьми         в         процессе         трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению.  

Если         ориентировать         детей         дошкольного         возраста         в         явлениях

общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой

игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности

взрослых, и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то создаются

следующие         возможности:         возникают         условия         для         эффективного

формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающие

профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируются

представления о назначении и содержании отдельных профессий; возникают

и проявляются ранние профессиональные устремления детей.

 

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

В играх воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью, пытаются импровизировать действия присущие той или иной профессии.  

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.  

 

 

  

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...