Роль сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazkoterapii_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего используется сказкотерапия
Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов. Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты. Сказкотерапию также эффективно используют специалисты, работающие с детьми – логопеды, психологи и педагоги. В зависимости от того, в какой сфере применяется метод, специалисты могут преследовать свои цели.
В педагогике тоже сказкотерапия используется часто. Метод позволяет добиться целей: сформировать правильные ценности и уйти от девиантного поведения; привить уверенность в себе и повысить самооценку; скорректировать характер; внушить верные стереотипы на примере персонажей из сказок; поддерживать моральные установки, формировать понятия добра и зла; развивать творческое мышление, фантазию; формировать уверенность в благополучном разрешении проблем. Не менее востребован метод и в логопедии, особенно с детьми дошкольного возраста. Здесь специалисты с помощью сказок добиваются потрясающих результатов, могут развить: фонематическое восприятие звуков, их различение; артикуляцию и произношение; понятие слогов и слогоразделения слов; построение осмысленных последовательных предложений; навык построения высказываний – диалогов, монологов, пересказов.
Вне зависимости от того, в какой сфере используется сказкотерапия, и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с её помощью у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.
Методы сказкотерапии
В зависимости от возраста ребёнка и задач сказкотерапии можно использовать различные методики. Иногда можно их комбинировать или чередовать. В конце концов, это метод арт-терапии, поэтому и при составлении плана занятий можно взять за основу творческий подход. Или даже действовать по наитию, доверившись интуиции. В таком случае важно заранее узнать об основных принципах и распространённых ошибках. Но сначала поговорим о том, какие основные способы сказкотерапии существуют.
Составление сказки
Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но всё равно самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители. Мамы и папы гораздо лучше знают особенности своего ребёнка и могут привнести в сказку больше эпизодов из жизни семьи. Тем самым малышу будет проще идентифицировать себя с главным персонажем сказки.
Но также можно привлечь к составлению сказки и самого ребёнка. Основное достоинство этого метода в том, что появляется возможность выслушать ребёнка, узнать, что именно его волнует. Включение ребёнка в творческий процесс позволяет увидеть его ход мыслей, что обычно позволяет понять, какая сфера жизни, часть его внутреннего мира нуждается в помощи, коррекции или развитии. Второй немаловажный бонус – это активное задействование воображения и развитие творческого мышления. Дети, которым довелось выступить в роли сочинителей, отлично фантазируют, со временем смогут придумывать самостоятельные сюжеты и образы.
При этом составление сказки в разы сложнее, чем классическое рассказывание, потому что приходится следить за общим ходом повествования. Ведь цель – подведение итогов, поэтому нельзя полностью довериться воображению ребёнка и плыть вместе с ним по течению. Где-то, в основных моментах сказки, придётся брать управление рассказом на себя, чтобы не нарушился основной вывод, не ушла мораль.
Рисование сказки
Этот способ можно использовать как самостоятельную терапию, так и в комплексе со сказкой. Бывают случаи, когда ребёнок отказывается от чтения сказок и в таком случае на помощь может прийти рисование. Можно попросить ребёнка нарисовать любой сказочный сюжет. Второй вариант после прочтения сказки можно дать ребёнку задание – нарисовать иллюстрацию ко всей сказке или к какому-либо конкретному моменту.
Надо проанализировать используемые цвета, детали картины, уровень прорисовки и общее настроение изображения. Оценивая выбор сюжета для иллюстрации и сам рисунок можно сделает выводы о том, что в данный момент тревожит ребёнка. Например, если главный герой нарисован маленьким и сбоку листа, то это может говорить о чувстве незащищённости у ребёнка или о низкой самооценке.
Обыгрывание сказки
Можно затеять настоящий театр или использовать при постановке подручные материалы – игрушки, куклы. Здесь нужно начать анализировать участие ребёнка с самого начала – за какого персонажа он захотел играть? Можно дополнительно спросить, почему он выбрал именно этого героя?
Если в ходе постановки ребёнок сам примеряет на себя роль, то важно напомнить ему, что он должен как можно убедительнее передать характер сказочного героя. Ребёнку придётся вжиться в роль, примерить на себя модель поведения, почувствовать положительные и отрицательные эмоции. Причём при постановке характер, как правило, бывает в утрированной форме, чтобы было проще его изобразить. А психолог внимательно следит за интонациями, жестикуляцией и мимикой ребёнка, чтобы определить направление дальнейшей работы. Второй вариант обыгрывания сказки – это кукольный спектакль. При совместном изготовлении кукол можно многое сказать о психоэмоциональном состоянии ребёнка – какие материалы, цвета он берёт для одежды, на какие детали делает акцент.
Метод обыгрывания сказки позволяет: улучшить взаимопонимание между родителями и детьми; развить речь и навыки общения, построения диалога; задействовать воображение, фантазию и творческое мышление; развить мелкую моторику; снять эмоциональное напряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет ...
Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полн...
Конспект интегрированного занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна чувств»
Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет доби...
«Развивающая сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста – занятие «Дружба»»
развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека; знакомство с понятием и чувством "Дружба" закрепление знание правил доброжелательного поведения;развитие навыков...
НОД с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧШЕ ДЕЛИТЬСЯ УЛЫБКАМИ»
Цель:- знакомить детей с таким чувством, как злость, выяснить причины возникновения злости у детей;- учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение, воспитывать доб...
Занятие с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста "Серое Ухо"
Занятие направленно на снятие внутреннего напряжения у детей испытывающих страх темноты, общую боязливость....
Конспект занятия «Задира лисенок» с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия «Задира лисенок» с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста. Цель - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого ...