Познавательно творческий проект "Осень золотая"
проект (средняя группа)

Никитина Татьяна Михайловна

Сценарий праздника, стихи о осени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_zolotaya.docx912.66 КБ

Предварительный просмотр:

               

                         МКДОУ Ольховатский детский сад  «Сказка»

                 

 Познавательно- творческий проект  в средней группе

 «Осень золотая»

                  C:\Users\валера\Desktop\img22.jpg

       

                                                                                    Разработали: воспитатели

                                                                                                            Никитина Т.М

                                                                                                             Кальченко Н.В.

   

                                                                 Р.п. Ольховатка

                                                                         2021 г

Вид проекта:

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

средней продолжительности :сентябрь-октябрь 2021г.

Участники проекта:

Воспитанники группы, воспитатели средней группы, родители воспитанников.

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:

- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме

Актуальность проекта:

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитании

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить. представления об изменениях в природе осенью;

  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
  • пополняет словарный запас;
  • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
  • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
  • разнообразит способы сотрудничества;
  • развивает художественно-творческие навыки

Используемые виды деятельности:

  • НОД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изобразительная;
  • Труд ;
  • Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности.

  • Изготовление поделок из природного материала для конкурса  «Волшебный сундучок осени»
  • Праздник осени.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для конкурса «Волшебный сундучок осени».

2. этап. Практический.

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Наряды матушки-земли», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;.

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование:  «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь»,

Лепка: «Фрукты»,  «За грибами в лес осенний», «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», , «Осенний ковер»,, «Букет цветов»,     Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Музыкальная сказка «Репка»

  • Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Поздравление бабушек и дедушек с праздником «День пожилых людей»

Осенняя викторина, оформление семейных поделок на конкурс: «Волшебный сундучок осени»

3-й этап – заключительный.

  • Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
  • Подведение итогов проекта.

Приложение№1.

Беседа об осени

ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать

Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин

Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе

Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

ЦЕЛЬ: 
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

Составление рассказов по стихотворениям об осени

ЦЕЛЬ: 
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову

Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству

Составление описательного рассказа по схеме: « Осень» 

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей

Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Приложение №2

Рекомендации родителям.

Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас: 

-  Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев(для дома)
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала;


Приложение №3

 

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А

Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад



Веселой, пестрою стеной

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.


М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад... 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом


«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?.. 


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


В. Сутеев  «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. 
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
— Тут места нет. 
— Подвиньтесь, пожалуйста! 
— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает. 
— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался? 
— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

Приложение №4

Осенний праздник «Осеннее путешествие в лес»

Цель: доставить детям радость, создать праздничное настроение.

Задачи: формировать представление об осени, о её признаках;

развивать музыкальное творчество, интерес к празднику;

воспитывать любовь к музыкальному творчеству.

Звучит музыка песня «Разноцветная осень»

Ведущая: Какая красивая Осень,

Какой золотистый ковёр!

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришёл!

1-й ребенок  :

Ходит осень по дорожкам,

Ходит, улыбается,

Точно в сказке, тут и там

Все цвета меняются!

2-й ребенок

Ходит  осень по дорожкам,

Дождик сыплется горошком,

Листья падают, шурша,

Как же осень хороша!

3-й ребенок.

Листик клена на ладошку

Потихоньку упадет.

Это осень золотая

По дорожке к нам идет!

4-й ребенок.

Что за время года-

Дождик моросит.

Это просто осень

В детский сад спешит!

Ведущая: Ребята, а вы хотите встретиться с осенью? Тогда нам нужно отправиться в лес.

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

А поедем мы туда на паровозе.

Песня - игра «Паровоз»

Ведущая: Всё вокруг как на картинке:

И берёзки и осинки

В золотых стоят нарядах.

Значит осень где-то рядом!

По дорожке мы пойдём,

Может быть, её найдём.

Звучит музыка «ПРОГУЛКА» М. Лазарев,

В это время входит Старичок - Лесовичок, садится на пенёк. Он спит.

Ведущая: Посмотрите, Старичок, Старичок- Лесовичок!

Он сидит и молчит. Очень-очень крепко спит….

Ну-ка хлопнем веселей, пусть проснётся поскорей! (Дети хлопают)

Лесовичок: Это кто в лесу гуляет?

Это кто мне спать мешает?

Вы не мишки, не зайчата….

Ну-ка, кто же вы?

Дети: Ребята!

Ведущая: Мы – ребята из детсада!

Лесовичок: А в лесу- то что вам надо?

ВедущаяОсень ищем мы, она,

Очень-очень нам нужна!

Лесовичок: Значит, так, мои друзья,

Вам секрет открою я:

Осень любит только тех,

У кого весёлый смех.

Тех, кто пляшет и поёт,

Тех, кто весело живёт!

Ведущая: Мы умеем веселиться,

И смеяться и резвиться!

Лесовичок: Ну-ка, ну-ка, покажите,

Старика повеселите!.

Танец «Пяточка - носочек»

Лесовичок: Вы весёлые, друзья!

Убедился в этом я.

Путь свой дальше продолжайте

Да меня не забывайте.

Вам желаю я добра.

До свиданья, детвора! (Уходит).

Ведущая: Друг за другом повернёмся,

Дальше по лесу пойдём.

Хорошенько всё осмотрим,

Может быть, кого найдём.

Под музыку дети идут по кругу, обыгрывая стишок.

ВедущаяОсеньосень! Листопад!( Ритмические хлопки.)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальчиками.)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошкой о ладошку.)

И летят, летят, летят! (Качают руками.)

Ведущая: Вед.: Кто-то листьями шуршит, кто-то в гости к нам спешит.

Под музыку появляется Ёжик.

Музыкальная  осенняя игра  с ёжиком

Ведущая: Где же осень золотая?

Где ты, Осень? Отзовись!

Где ты, Осень? Появись!

Выход Осени.

Осень: Меня вы звали? Вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

Дети: Да, хороши твои подарки!

Ведущая: Деревья все осенним днём красивые такие.

Сейчас мы песенку споём про осень золотую.

Осень: Споёте песенку сейчас?

Ну что ж, я буду слушать вас!

ПЕСНЯ «Осень. Осень наступила»( с колокольчиками)

Осень: Спасибо, милые певцы!

Я вас хвалю, все молодцы!

ВедущаяОсень, ещё наши детки умеют танцевать с листочками.

Танец с листочками.

Осень: Молодцы, ребятки!

В: Приглашаем Осень на Огородную -хороводную

Осень: А вы- чудесные ребята, на кого ни погляжу.

И за это, мои детки, вас я чем-то награжу!

Только вы мне помогите,

Урожай в корзинки соберите!

Игра «Собери урожай».

Осень: Молодцы, ребятки!

Вам, ребята, принесла

Вот такой платочек я(снимает с плеч платок)

Разноцветный, расписной,

Необычный не простой.

Предлагаю вам, друзья,

Поиграть с платочком я.

Играть хотите? Ну, тогда пляшите!

«Игра с платочком»

Дети пляшут под веселую музыку по показу педагога. На тихую музыку присаживаются, закрывают глаза. Осень накрывает платком одного из детей. Музыка стихает.

Раз, два, три! –

Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте,

Поскорее отвечайте?

Дети называют имя одного из детейОсень снимает платок, дети    видят, кто на самом деле там был. Игра повторяется.

Играя последний раз Осень  берет корзину с яблоками, и корзину  накрывает платком. Осень произносит слова, дети называют имя ребенка, по их мнению, который спрятался.

Ведущий: Нет! Все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался?

Осень: РАЗ, два, три

Кто здесь спрятался внутри

Мы платочек поднимаем,

Что под ним сейчас узнаем

Что же это? Корзинка!

А в корзинке… (открывают корзинку)

Д: Яблоки

Осень:Люди называют меня щедрой, и это не случайно. Я собрала большую корзину яблок и хочу вас всех угостить наливными яблочками.

Ешьте их и поправляйтесь,

Витаминов набирайтесь.

Осень угощает детей яблоками.

Ведущий: Спасибо тебе, добрая Осень от всех ребят!

Осень: Очень весело мне было. Всех ребят я полюбила.

Но прощаться нам пора, ждут меня еще дела!

До свидания, ребята!

Осень уходит.

Ведущая: Что ж, пора назад возвращаться в детский сад.

Чтоб на месте очутиться, надо всем нам покружиться,

Глазки дружно всем закрыть

И кричалку повторить: «Раз, два, три

В садик все вернулись мы!» (Дети повторяют.)

Ну вот ребята, мы все вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие(Ответы детей)

  C:\Users\валера\Desktop\ПРОЕКТЫ\ФОТО осень\20211022_162106.jpg                    C:\Users\валера\Desktop\ПРОЕКТЫ\ФОТО осень\20211022_162250.jpg

C:\Users\валера\Desktop\ПРОЕКТЫ\ФОТО осень\20211108_161149.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Золотая осень"

Данный материал  будет полезен для воспитателей ДОУ, родителей. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

Познавательный проект "Золотая осень"

     Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помога...

Познавательная деятельность "Золотые руки мастеров"

Конспект занятия по знакомству с народными промыслами "Золотые руки мастеров" в средней группе....

Проект познавательно-творческий "Золотая Хохлома"

В проекте представлены: беседа, дидактические игры, пластилинография, рисование...

Познавательное занятие "Золотая хохлома"

Познакомить детей с хохломской росписью. Формировать представление о этапах изготовления предметов хохломской росписи,  и их последовательности.Учить детей видеть,узнавать и называть элементы рос...