«Развитие словаря детей параллельно с расширением представлений об окружающей действительности»
консультация (подготовительная группа)

Людмила Витальевна Долженкова

Проблема речевого развития детей  не остается без внимания педагогов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

      «Именно  природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность»   Я. А. Каменский

Проблема речевого развития детей  не остается без внимания педагогов и психологов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества.

   Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

   Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка является природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

   На занятиях ознакомления с окружающим миром детей знакомят с новыми словами, объясняя их значение, ведь развивать речь, необходимо систематически пополняя словарный запас. Словарная работа  подразумевает расширение активного словаря дошкольников.  Каждый новый предмет или явление закреплены соответствующим словом, ведь все что окружает ребенка (предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа) предоставляет богатый материал, который мы, педагоги используем для расширения детских восприятий и обогащения речи.

   Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения.  Наиболее часто используемые:

•        Речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

•        Повторение воспитателем нового слова в различном контексте.

   При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться и начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.

   Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

   В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях, или  работе на земельном участке.

   Все это проводится в нашем детском саду, так как  территории нашего сада природное разнообразие. У нас есть аллеи сирени и лип, растут  березы, рябины и клены.  Разбиты цветники и клумбы. Так как наша территория утопает в зелени у нас постоянные гости  птицы, а в сильные морозы к нам «забегают»  белки. Их привлекают кормушки, развешенные по территории. Есть у нас и уголок нетронутой природы, места скопления различных насекомых (муравьёв, жуков, дождевых червей).

   Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших наблюдений.  Большое  значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений.

   Лучший путь для развития речи – это впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе, как отмечал, В. А. Сухомлинский. По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами.

   В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением.

   Мы, взрослые, должны приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь     глубже понять образ природы. Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость, мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. А богатый словарный запас ребенка сыграет  огромную роль для полноценного его развития.

Список используемой литературы

  1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Москва. Мозаика-Синтез.
  2. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.Н Алексеева.
  3. Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 54-58.
  4. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. - С. 27-31.
  5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.
  7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
  8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  9. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=889610


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Умственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов - восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного развития включает в себя формирование у дете...

Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений

Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»...

Проект, направленный на познавательное, экологическое развитие детей, расширение представлений об окружающем мире. Тема «Живая планета». Часть 1 «Я люблю свою лошадку»

Создавать условия для познавательного развития детей, формирования экологического сознания, расширять представления об окружающем мире, содействовать эмоциональному восприятию объектов живой природы....