Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»
консультация (средняя группа)

Берник Лариса Владимировна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДС «Берёзка»

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

        

                                                                                     Подготовил воспитатель:

                                                                                   МБДОУ «ДС «Берёзка»

                                                                                      Группы среднего возраста

                                                                   Берник Л.В                                                                                                                              

                                                                   

Новый Уренгой

2022г.

Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Актуальность:

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Общение с окружающим миром способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематического, целенаправленного наблюдения окружающего мира у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи

Цель: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром в различных видах деятельности разными средствами.

Задачи:

Формировать навыки речевого общения;

Подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.

Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.

Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию окружающего мира, формировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о нем, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нем.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций.  Основным  новообразованием  этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
  • речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Основными задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Задачи словарной работы. Принято выделять четыре основные задачи: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря.
Для успешного развития активной речи ребенка необходимо разговаривать обо всем, что они видят: общаться во время еды, одевания, совместно выполняемых действий. Поэтому важно, чтобы речь взрослого была адресована каждому ребенку. Взрослый должен так строить свои отношения с малышом, чтобы у него возникало желание общаться.
Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в моменты сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально. Работа по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром должна проводиться одновременно.

Называя все предметы, окружающие ребенка, целесообразно выделить из них основные, с которыми следует не только ознакомить детей, но и постоянно привлекать к ним внимание, показывая их в различных взаимосвязях.
Вначале детей следует ознакомить с предметами первой жизненной необходимости, в частности с предметами домашнего обихода. Целесообразно не давать сразу большое количество новой информации, а постепенно расширять и обогащать знания ребенка через практическое освоение предметной действительности. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку знаний об окружающем мире и социального опыта.
Во время кормления детям необходимо называть не только предметы посуды, но и блюдо, которое приготовлено, например: «Оля возьмет в одну руку ложку, а в другую хлеб. Оля кушает ложкой суп. Суп в тарелке. Вот какой вкусный суп! Хорошо кушает Оля».
В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. Систематически следует устраивать экскурсии по группе, в ходе которых воспитатель знакомит детей с предметами мебели, оборудования, их назначением; останавливает внимание детей на макете, цветущем растении, птичке в клетке, выставке игрушек. В ходе наблюдений дети начинают отвечать на вопросы: «Что это? Что делает?». Они знают, где находятся окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, раздевалки, ванной комнаты, замечают перестановку мебели. Малыши начинают лучше ориентироваться в предметах посуды: отличают тарелку от миски, чашку от стакана, знают чайник, кастрюлю, сковороду.
Малыши усваивают назначение однотипных предметов — шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка для игрушек, для цветов и т. д. Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого; шкаф для детской одежды и для одежды взрослого. Дети легко могут найти предметы одежды для мальчика (рубашка, 
брюки), для девочки (платье, юбка, кофта) и знают назначение основных постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрац, простыня).
Многое можно увидеть и во время прогулок. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, видят солнце, дождь, снег. На участке с удовольствием выполняют просьбы взрослого: «Покажите, где у нас песочница? А где качели?», отвечают на его вопросы: «А что мы делаем на качелях? На 
веранде?», называют поделки (из снега, песка) и их назначение. Наблюдают дети и домашних животных. Успешно в детских садах проходят наблюдения за певчими птицами, голубями, воробьями, рыбками, домашними животными — собакой, кошкой, кроликом и др. В ходе наблюдений за животным и растительным миром дети учатся бережно относиться ко всему живому (ласково, осторожно гладят котенка, не рвут цветы), заботятся о живых существах (поливают растения, кормят зимующих птиц).
На прогулке малыши не только наблюдают за работой взрослых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, помогают сгребать снег и т. п.

Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребенка и оказывает на него воспитательное воздействие. Интересуясь действиями взрослых, дети в игре стараются им подражать. Так зарождается, пока еще в чисто эмоциональном плане, положительное отношение к труду. Яркие впечатления после прогулки могут оформляться в беседу (Где были? Что видели? Что клевали голуби?), помогая детям удерживать в памяти яркие образы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи, воспитания, чувств.
Таким образом, в процессе ознакомления детей с окружающим миром происходит активное развитие речи детей, обогащается словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов, наречиями (высоко, низко). Следовательно, ознакомление с окружающим миром – является одним из важнейших средств развития речи детей раннего возраста.

Итак, какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Решая  задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийной (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмичной (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальной (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Формы совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста по развитию речи:

  • специально организованные игры-занятия,
  • дидактические игры,
  • предметно - манипуляторная деятельность,
  • наблюдения,
  • прогулки,
  • игры-экспериментирования,
  • чтение и рассказывание детям,
  • рассматривание картинок, иллюстраций,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • проблемные ситуации (с использованием игрушек),
  • игры-драматизации,
  • создание «сокровищниц» и «чудесных мешочков»,
  • ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Методические приемы делятся на три основные группы:

словесные наглядные игровые

Методы и приемы, которые можно использовать как на занятиях, так и совместной деятельности:

  • поручения
  • показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий)
  • разыгрывание ситуации непонимания,
  • приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет),
  • побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию),
  • просьбы
  • повторения
  • создание моментов сильной заинтересованности
  • раскрытие мотивации к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»)
  • приём собственного вопроса-ответа (задать вопрос и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»)
  • вопросы, в т. ч. Уточняющие
  • поощрять инициативу вступить в речевое общение
  • эмоционально откликаться на рассказ ребёнка
  • побуждать словом выразить просьбу (напр., обращённую к товарищу)
  • давать образец речевого общения (употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу).

В каждой совместной с детьми деятельности нужно стараться предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение, во время которого малыш узнает многогранность окружающего мира. Например, мы можем создать проблемные ситуации с использованием игрушек.

При их решении решаются задачи:

-развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов.

- развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире.

-расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения,

-формирование бережного отношения к рукотворному миру.

-формирование у малыша представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т. д.).

В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.

Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

В группу пришла новая кукла. Где ей жить? Приехала новая машина. Что она будет перевозить? Принесли пластилин. Что это такое и для чего он нужен? И т. д.

При подготовке к детским праздникам:

- Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

Мишки и зайчики просят их нарядить. Как? В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать? Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?

Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т. д.

А также бытовые реальные ситуации или искусственно созданные воспитателем.

В  своей работе нужно обратить внимание на ошибки при формировании и расширении словаря детей:
- формальный подбор слов на занятии без учёта особенностей их усвоения;
- чаще всего содержанием словарной работы являются существительные, прилагательные, в лучшем случае – глаголы. Недостаточно уделяется внимания работе над другими 
частями речи, что затрудняет в дальнейшем решение задачи развития связной речи;
- не всегда конкретизируются задачи словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря). Рекомендуется составлять примерные словарики (объединение слов в группы);
- отсутствие взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности;
- мало проводится индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря;
- формальный подход в подборе методов и приёмов словарной работы. Это связано с тем, что не учитывается сущность самой работы.

Вывод:

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.

Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Используем специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «назови одним словом», «кому нужны эти предметы», «узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «из чего сделаны», «угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяется лого ритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Проводятся хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

 В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...

Консультация для родителей на тему. Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

        Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основна...