Консультация для педагогов и родителей на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
консультация по логопедии (старшая группа)

          Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

         Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время  создаются предпосылки для обогащения словаря.  Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_teatr.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей на тему:

 «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Автор – составитель- Ярмухаметова Гульфия Ражаповна.

          Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

         Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время  создаются предпосылки для обогащения словаря.  Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.  

           К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

          Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду  помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

          Театрализованная деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми.

         Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

          Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим  ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

          В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

          Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач  разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые, в той или иной мере, решаются сегодня в процессе организованного обучения.

          Наш опыт работы показал, что эта тема является одной из важных. Дети часто затрудняются составлять рассказы из личного опыта, описательные рассказы, рассказы по картинкам. Развивая речь ребёнка через театрализованную деятельность, идёт работа над пониманием словаря, выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью устно, чётко, понятно изъяснять.

         Для работы по этому разделу необходимы определённые условия. В первую очередь – организация работы. Только разумная организация театральной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй.

        Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие группы детей, каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному – в зависимости от содержания занятий. В содержание образовательных ситуаций по театрализованной деятельности мы  включили:

·        Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

·        Игры – драматизации;

·        Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

·        Упражнение по формированию выразительности исполнения;

·        Отдельные упражнения по этике;

·        Упражнения в целях социально-эмоционального развития.

         Следует подчеркнуть, что образовательные ситуации по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не должны сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения преследуют выполнение трёх основных целей:

·        Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

·        Создание атмосферы творчества;

·        Социально – эмоциональное развитие детей.

         Содержанием работы по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом.

         Театрализованные игры дают детям возможность проявить творчество в различных видах деятельности. В этой ситуации на помощь ребёнку приходят театральные куклы. Для детей младшей группы самый простой и доступный – театр кукол на столе. Начиная со второй младшей группы, и до выпуска из детского сада последовательно знакомим детей с различными видами кукольных театров, для этого используем этюды, обучающие детей приёмам управления куклами различных систем. Когда малыши освоят кукловождение, приступаем к постановке кукольного спектакля. Со второй младшей группы работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведём параллельно.

          В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному, знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Начиная со средней группы, стремимся объединить кукольный спектакль с театрализованной игрой в одно целое. В старшей группе знакомим с марионетками и с куклами с живой рукой. В подготовительной группе знакомим детей с теневым театром и большими напольными куклами.

         Параллельно в каждой возрастной группе обучаем детей основам актёрского мастерства. Для этой сцены используем этюдный тренаж, который помогает развивать внимание, память, воображение, восприятие. Прививаем навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

          Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем разнообразные темы:

·        Выбор детьми роли по желанию;

·        Назначение на главную роль наиболее робких и застенчивых детей;

·        Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

·        Проигрывание ролей в парах.

         Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Для этого «В родительском уголке» помещаем тексты изучаемых стихотворений, диалогов. Предлагаем родителям поиграть дома с детьми. С родителями проводим различные консультации, предлагаем  иллюстрации из журналов, где показано и описано изготовление различных театров.

         Именно углубленная работа с родителями помогает решить одну из главных проблем – пополнение театрального уголка. Родители принимают активное участие в оснащении театрального уголка.

           В результате у наших воспитанников появилось желание к разыгрыванию спектаклей, разыгрыванию сказок, историй.

           Большое внимание уделяем тому, чтобы дети вместе с воспитателем, изготавливали атрибуты для кукольных спектаклей, при этом у детей развивается мелкая моторика, что немаловажно в развитии речи.

       Главное – создать между взрослыми и детьми отношение доброты, сердечности и любви. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...

Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» /из опыта работы/

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»...

Консультация по теме: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». 14.03.2019 г.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности....

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...