Дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька»
учебно-методический материал (старшая группа)

Жанна Федоровна Стахнюк

Задачи Программы:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Формировать умение детей сочетать различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять традиционные и нетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности.
  • Развивать детское творчество и воображение путем создания творческих ситуаций в художественно изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  • Создавать все необходимые условия для реализации, поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_akvarelka.docx71.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения города Когалыма «Колокольчик»

Принята на заседании

педагогического совета

от «___»___________

Протокол № _____

Утверждаю

Заведующий МАДОУ «Колокольчик»

Яхина Р.К.

«____» ________2021 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Акварелька»

направленность: художественная

Уровень: стартовый (ознакомительный)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Стахнюк Жанна Федоровна

воспитатель

г. Когалым, 2021 год

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Тематический план…………………………………………………………… ..7

3.Содержание Программы……….………………………………………………..9

4. Планируемые результаты………………………………………………………11

5. Форма контроля и оценочные материалы…………..…………………………12

6.Методические материалы….………………………………………...…………..14

7.Организационно-педагогические условия реализации Программы…………..16.

7.1.Календарный учебный график………………………………………………16

7.2. Материально-техническое обеспечение программы………………………17

7.3. Кадровое обеспечение программы …………………………………………17

7.4. Список литературы…………………………………………………………...18.

1.  Пояснительная записка

Программа имеет художественную направленность и отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие художественного творчества детей в условиях модернизации образования.

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька» (далее Программа) разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

– Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 г. №1726 – р;

– «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20)

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность программы.Социально-экономические изменения последних лет коренным образом повлияли на цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитаниеактивной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации.Художественная деятельность в дошкольном детстве является, прежде всего, средствомразвития творческих сил, сферы чувств и эмоций, дает ребенку возможность раскрыться,реализовать себя, выразить свои впечатления об окружающем мире. Однако немало педагогов иродителей недооценивают ее роль в развитии и воспитании дошкольника. Тем не менее, впроцессе изобразительной деятельности формируются такие качества личности дошкольника каклюбознательность, активность и самостоятельность, готовность к преодолению ошибок, поискнестандартных решений. Все это создает основу для успешной самореализации ребенка вовзрослой жизни.

Новизна программызаключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 5 – 6 лет. Программа дополнительного образования носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисованияи дает немалый толчокдетскому воображению и фантазированию.Главное на занятиях – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно. Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую. Я представляю. Я воображаю. Я творю.

Отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия,рисование свечой, рисование по мокрой бумаге и т.д. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции,проявитьфантазию,творчество.Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие. Опыт работы показывает: рисованиенеобычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Особенность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5 – 6 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техникрисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Формировать умение детей сочетать различный материал и техникуизображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы еговоплощения,техническиграмотноприменятьтрадиционныеинетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы,испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности.
  • Развивать детское творчество и воображение путем создания творческихситуацийвхудожественноизобразительнойдеятельности,умениеориентироваться на листе бумаги.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средствувыражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредствомумения понимать и создавать художественные образы.
  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитиеизобразительных навыков ребенка.
  • Создавать все необходимые условия для реализации, поставленной цели.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы и имеет стартовый уровень. Срок освоения программы составляет 1 год обучения, общее количество запланированных занятий – 32 занятия в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Продолжительность занятий организовывается с учетом рекомендуемого режима занятий, указанного в СанПиН 2.4.3648-20 для детей старшего дошкольного возраста – 25 минут. Общее количество занятий – 32 в год.

      Форма обучения очная, групповая. Организация образовательной деятельности выстроена в восьми тематических разделах: «Рисование ватными палочками», «Трафарет», «Рисование свечей», «Набрызг», «Кляксография», «Рисование по сырому», «Монотипия», «Восковые мелки и акварель».

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использованиеметодических пособий, дидактических игр и художественных произведений. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно –эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию,дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

2. Тематический план.

     Раздел

Тема

Количество занятий

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

ОКТЯБРЬ

тема раздела: «Рисование ватными палочками»

Знакомство с техникой рисования ватными палочками

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

2

«Овощи»

1

3

«Осеннее дерево»

1

4

«Сказочная птичка»

1

5

НОЯБРЬ

тема раздела:

«Трафарет»

Знакомство с техникой рисования «Трафарет»

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

6

«Ваза с цветами»

1

7

«Рябина»

1

8

«Ковер из осенних листьев»

1

9

ДЕКАБРЬ

тема блока: «Рисование свечей»

Знакомство с техникой рисования свечей

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

10

«Первые снежинки»

1

11

«Морозные узоры»

1

12

«Новогодняя елка»

1

13

ЯНВАРЬ

тема раздела: «Набрызг»

Знакомство с техникой рисования «Набрызг»

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

14

«Космические дали»

1

15

«Звездное небо»

1

16

«Зимний пейзаж»

1

 17

ФЕВРАЛЬ

тема раздела:

«Кляксография»

Знакомство с техникой рисования «Кляксография»

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

18

«Морское царство»

1

19

«Удивительный растительный мир»

1

20

«Марсиане в гостях у ребят»

1

21

МАРТ

тема раздела: «Рисование по сырому»

Знакомство с техникой рисования по сырому

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

22

«Цветы для мамы»

1

23

«Танец бабочек»

1

24

«Жар птица»

1

25

АПРЕЛЬ

тема раздела: «Монотипия»

Знакомство с техникой рисования «Монотипия»

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

26

«Весна»

1

27

«Подснежники»

1

28

«Волшебное превращение гусеницы»

1

29

МАЙ

тема раздела: «Восковые мелки и акварель»

Знакомство с техникой рисования «Восковые мелки и акварель»

4

1

наблюдение, выполнение творческого задания, выставка детских работ

30

«Одуванчики»

1

31

«Мир насекомых»

1

32

«Парад планет»

1

3. Содержание Программы

Тема 1: «Рисование ватными палочками»        

Теория: Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

Практика: Создание рисунков с помощью данной техники рисования «Овощи», «Осеннее дерево», «Сказочная птичка».

Тема 2: «Трафарет»        

Теория: Знакомство с техникой рисования «Трафарет». Знать, что такое композиция, правила её составления. Этапы составления композиции.

Практика: Создание рисунков «Ваза с цветами», «Рябина», «Ковер из осенних листьев». Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Тема 3: «Рисование свечей»        

Теория: Знакомство с техникой рисования свечей. Виды узоров. Правила и этапы составления узоров.

Практика: Создание рисунков«Первые снежинки», «Морозные узоры», «Новогодняя елка». Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Умение передавать колорит узоров, чувство композиции.

Тема 4: «Набрызг»        

Теория: Знакомство с техникой рисования «Набрызг». Средства выразительности: точка, фактура. Этапы рисования «Набрызга». Расположения рисунка на листе, соотношение размеров.

Практика: Создание рисунков«Космические дали», «Звездное небо»,«Зимний пейзаж».Уметь строить композицию, подбирать колорит.

Тема 5: «Кляксография»        

Теория: Знать понятие техники рисования «Кляксография», способы рисования кляксами. Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных.

Практика: Уметь выполнять рисование растений, средствами выразительности: пятном.Создание рисунков «Морское царство», «Удивительный растительный мир», «Марсиане в гостях у ребят». Уметь строить композицию, подбирать колорит.

Тема 6: «Рисование по сырому»        

Теория: Понятие техники «по – сырому», этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Знание этапов выполнения рисования.

Практика: Создание рисунков в технике по сырому на темы: «Цветы для мамы» «Танец бабочек» «Жар птица». Уметь выполнять упражнения по техники рисования по сырому.

Тема 7: «Монотипия»        

Теория: Понятие техники рисования «Монотипия».Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Практика: Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. Создание рисунков на темы «Весна», «Подснежники»,«Весенний пейзаж».

Тема 8: «Восковые мелки и акварель»        

Теория: Знакомство с техникой рисования «Восковые мелки и акварель». Этапы и правила рисования в данной технике. Пространство и композиция. Размещение на листе.

Практика: Создание рисунков«Одуванчики», «Мир насекомых»,«Парад планет». Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

4. Планируемые результаты.

Предметные результаты

- Сформировано представление о нетрадиционных техниках рисования.

- Освоены некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы), способы создания изображения.    

 - Создает простейшие изображения на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.

- В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета.

Метапредметные

- Выражает способность слушать собеседника и вести диалог.

- Эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности.

- При сопровождении взрослого принимает участие в создании коллективных творческих работ (совместных композиций), наблюдает за действиями других детей, испытывает совместные эмоциональные переживания (общая радость).

- Освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (рисовании) и применяет их в совместной со взрослым, коллективной и самостоятельной деятельности              

  - Сформировались любовь и уважение к изобразительному искусству

Личностные

- Владеет приемами работы кистью, карандашами, нетрадиционным художественным материалами, согласно возрасту.

- Различает, выделяет предметы, их назначение, материалы, из которых изготовлены некоторые предметы.

 - Различает и верно называет основные цвета, формы, проявления величины, пространственные отношения.

 - В процессе собственной деятельности выбирает при помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.

  1. Формы контроля и оценочные материалы.

     Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в октябре, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики:

1. Выявить уровень художественного развития детей

2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводится по следующим направлениям:

1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования

знакомых материалов и инструментов

3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения: оборудуется место для подгруппового занятия с детьми, на столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми, предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла, по ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

Средний (2 балла)

Высокий (3 балла)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность
  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста

Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И. ребёнка

Цветовое восприятие

Рисование предметное

Рисование сюжетное

Рисование декоративное

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

  1. Методические материалы.

Методы и приемы работы:

1 Словесные методы:

- объяснение способов действия с инструментами и материалами

- использование художественного слова (загадки, стихи, пословицы);

- анализ выполненных работ.

2 Наглядные методы:

- показ способов действия с инструментами и материалами.

3 Практические методы:

- обучение способам нетрадиционного изображения;

- индивидуальный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей.

4 Игровые методы:

- сюрпризные моменты;

- пальчиковые игры, динамические минутки.

Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования и способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Нетрадиционные техники рисования.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт по теме занятия. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку затем прислоняет её к бумаге, держа вертикально. При работе ватную палочку опускают в уже наведенную краску нужного цвета. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Трафарет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, готовый трафарет по теме занятия. Способ получения изображения: ребенок прижимает трафарет к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск набумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и трафарет.

Рисование свечей.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 5 см). Способ получения изображения: ребе нок5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Кляксография.

Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование по сырому

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой. Способ получения изображения: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Монотипия

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для

монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Восковые мелки и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

  1. Организационно-педагогические условия реализации Программы.

  1. Календарный учебный график.

Месяц

Наименование разделов

Кол-во учебных занятий

Наименование контрольных процедур

Выполнение творческих заданий по изученному разделу

Рисование по заданной теме

Выставка детских работ.

Октябрь

«Рисование ватными палочками»

4

1 раз в месяц

3 раз в месяц

Ноябрь

«Трафарет»

4

1 раз в месяц

3 раз в месяц

Декабрь

«Рисование свечей»

4

1 раз в месяц

3 раза в месяц

1 раз в месяц

Январь

«Набрызг»

4

1 раза в месяц

3 раза в месяц

1 раз в месяц

Февраль

«Кляксография»

4

1 раз в месяц

3 раза в месяц

1 раз в месяц

Март

«Рисование по сырому»

4

1 раза в месяц

3 раза в месяц

1 раз в месяц

Апрель

«Монотипия»

4

1 раза в месяц

3 раза в месяц

1 раз в месяц

Май

«Восковые мелки и акварель»

4

1 раза в месяц

3 раза в месяц

1 раз в месяц

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

столы;

стулья;

мольберт;

магнитофон;

диски с музыкой (детский репертуар).

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

  1. Кадровое обеспечение программы.

        Программу реализует педагог, имеющий высшее педагогическое образование. В целях совершенствования знаний по программе художественно-эстетической направленности педагог прослушал курс вебинаров «Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», прошёл всероссийское тестирование работников образования по теме: «Развитие творческих способностей детей в соответствии с ФГОС».

7.4. Список литературы.

Литература

1. Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования»

2. Комарова Т.С. «Художественное творчество. Занятия по изобразительной деятельности».

3. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».

4. Казакова Т.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,планирование, конспекты занятий».

5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

6. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»

7. Шестакова А.В. «Росток».

Интернет – ресурсы

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/didakticheskie-igry-dlja-doshkolnikov-35750.html

https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-hvoina/master-klas-po-netradicionomu-risovaniyu-dlja-detei-5-6-let.html

https://kladraz.ru/blogs/nadezhda-viktorovna-vinogradova/gratazh-severnoe-sijanie-dlja-doshkolnikov.html

https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html

http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...