Консультация для педагогов ДОУ "Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики"
методическая разработка

Консультация для педагогов ДОУ "Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ekologiya_pak_e.a.docx23.57 КБ
Файл prezentatsiya_ekologiya_pak_e.a.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Центр развития ребенка – Детский сад №56 «Надежда» г. Орска

Консультация

для педагогов ДОУ

          «Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики»

                                                                                                    Подготовила:

Воспитатель высшей категории

                                                                                                                      Пак Е.А.

        Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. В настоящее время экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

 В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране формировалась общая «Концепция непрерывного экологического образования», начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

 Главная цель экологического воспитания детей дошкольного возраста - воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.

       Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

    Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • ●пониманию самоценности природы;
  • ●осознанию ребенком себя как части природы;
  • ●воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • ●формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • ●пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • ●формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • ●усвоению азов экологической безопасности;
  • ●усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество!  Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.

     Все сферы личностного развития непрерывно связаны с воспитанием у ребенка к добросовестному, ответственному отношению к природе. В связи с этим, педагог должен оценивать любое свое действие, любой материал (математические задачи, задания по художественному творчеству, различные дидактические и подвижные игры) с точки зрения соответствия их к требованиям экологического образования дошкольников.

Педагогу необходимо учитывать то, насколько компетентны эти материалы, какие задачи он будет решать путем выполнения с детьми тех или иных задач, какие знания о природе будут формировать  у детей.

Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?

         Мы уже выяснили, что для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Как это выглядит на практике? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.

      При решении проблем экологического воспитания дошкольников, необходимо обратить внимание на формы организации занятий. Наиболее эффективны, с точки зрения экологического развития детей дошкольного возраста, комплексные образовательные мероприятия, построенные в виде игровых обучающих ситуаций (викторины, путешествие в страну животных, растений, приключения и др.). Подобные занятия помогут разнообразить образовательную деятельность детей, поддержит их интерес к ней.

  Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, должна стать практическая деятельность детей в природе, имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, учебная, познавательная.

   В этот блок необходимо включить систему практических умений разнообразного содержания: умение создавать условия для жизнедеятельности живого существа; умение выращивать растения, ; умение оказать конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект или среду; умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам и среде.

    Важное место в формировании гуманного отношения ребенка- дошкольника к природе должна занимать организация эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой – познавательного, эстетического, практического, творческого. Следует предусмотреть организацию нравственно-положительных этических переживаний ребёнка: заботы, сострадания, активной позиции, удовольствия от действенной защиты живого существа и т. д. важно организовать и опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей - сверстников, а может быть, и некоторых взрослых.

         Какими бы ни были проблемы экологического воспитания дошкольников, их сможет преодолеть педагог, способный жить в мире с природой, собой и окружающими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов ДОУ «Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики» Подготовила: Пак Е.А. Воспитатель высшей категории

Слайд 2

«Нужно вести детей в природу, чтобы сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития» К.Д. Ушинский

Слайд 4

Правовая база экологического образования: Закон «Об образовании»; Закон Российской федерации « Об охране окружающей среды»; Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития( с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией); Концепция непрерывного экологического образования

Слайд 6

Экологическое воспитание дошкольников - Это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный, педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе, как к универсальной ценности. Главная цель экологического воспитания- воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению у природе, развитие восприятия природы, как ценности, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.

Слайд 7

Задачи экологического воспитания Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка- дошкольника; Развитие познавательного интереса к миру природы; Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения; Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Слайд 8

Воспитывая детей, мы должны уделять внимание следующим вопросам : *пониманию самоценности природы; *осознанию ребенком себя, как части природы; *воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; *формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру; *пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; *усвоению азов экологической безопасности….

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, ...

Консультация для педагогов «Формирование элементов экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу «великой воспитательницей: побудить же в...

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. Консультация для родителей.

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики.   ...

Консультация для педагогов: «Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса».

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в...

Доклад для Педагогического совета «Экономическое образование – новое направление дошкольного воспитания»

Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. для Педагогического совета на тему: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «О внедрении ФОП ДО. Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады?"

С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной ...