Консультация для педагогов ДОУ "Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики"
методическая разработка
Консультация для педагогов ДОУ "Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.57 КБ |
![]() | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Центр развития ребенка – Детский сад №56 «Надежда» г. Орска
Консультация
для педагогов ДОУ
«Разработка проблем экологического образования, как нового направления дошкольной педагогики»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Пак Е.А.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. В настоящее время экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране формировалась общая «Концепция непрерывного экологического образования», начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Главная цель экологического воспитания детей дошкольного возраста - воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
- ●пониманию самоценности природы;
- ●осознанию ребенком себя как части природы;
- ●воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- ●формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- ●пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
- пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- ●формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
- ●усвоению азов экологической безопасности;
- ●усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.
Все сферы личностного развития непрерывно связаны с воспитанием у ребенка к добросовестному, ответственному отношению к природе. В связи с этим, педагог должен оценивать любое свое действие, любой материал (математические задачи, задания по художественному творчеству, различные дидактические и подвижные игры) с точки зрения соответствия их к требованиям экологического образования дошкольников.
Педагогу необходимо учитывать то, насколько компетентны эти материалы, какие задачи он будет решать путем выполнения с детьми тех или иных задач, какие знания о природе будут формировать у детей.
Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
Мы уже выяснили, что для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Как это выглядит на практике? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.
При решении проблем экологического воспитания дошкольников, необходимо обратить внимание на формы организации занятий. Наиболее эффективны, с точки зрения экологического развития детей дошкольного возраста, комплексные образовательные мероприятия, построенные в виде игровых обучающих ситуаций (викторины, путешествие в страну животных, растений, приключения и др.). Подобные занятия помогут разнообразить образовательную деятельность детей, поддержит их интерес к ней.
Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, должна стать практическая деятельность детей в природе, имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, учебная, познавательная.
В этот блок необходимо включить систему практических умений разнообразного содержания: умение создавать условия для жизнедеятельности живого существа; умение выращивать растения, ; умение оказать конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект или среду; умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам и среде.
Важное место в формировании гуманного отношения ребенка- дошкольника к природе должна занимать организация эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой – познавательного, эстетического, практического, творческого. Следует предусмотреть организацию нравственно-положительных этических переживаний ребёнка: заботы, сострадания, активной позиции, удовольствия от действенной защиты живого существа и т. д. важно организовать и опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей - сверстников, а может быть, и некоторых взрослых.
Какими бы ни были проблемы экологического воспитания дошкольников, их сможет преодолеть педагог, способный жить в мире с природой, собой и окружающими.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нужно вести детей в природу, чтобы сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития» К.Д. Ушинский
Правовая база экологического образования: Закон «Об образовании»; Закон Российской федерации « Об охране окружающей среды»; Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития( с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией); Концепция непрерывного экологического образования
Экологическое воспитание дошкольников - Это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный, педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе, как к универсальной ценности. Главная цель экологического воспитания- воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению у природе, развитие восприятия природы, как ценности, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.
Задачи экологического воспитания Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка- дошкольника; Развитие познавательного интереса к миру природы; Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения; Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
Воспитывая детей, мы должны уделять внимание следующим вопросам : *пониманию самоценности природы; *осознанию ребенком себя, как части природы; *воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; *формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру; *пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; *усвоению азов экологической безопасности….
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/20/picture-43048.jpg)
Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538029-1416839916.png)
Консультация для педагогов «Формирование элементов экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу «великой воспитательницей: побудить же в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/13/picture-986093-1513174141.jpg)
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. Консультация для родителей.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424232-1395598011.jpg)
Консультация для педагогов: «Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса».
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-731049-1603763570.jpg)
Доклад для Педагогического совета «Экономическое образование – новое направление дошкольного воспитания»
Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. для Педагогического совета на тему: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-572637-1423850581.jpg)
Консультация для родителей «О внедрении ФОП ДО. Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады?"
С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной ...