Рабочая программа экономика для малышей
рабочая программа (средняя группа)
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная программа является модифицированной и базируется на основе программ М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№146
«Детский сад комбинированного вида»
«Согласовано»
Педагогический совет МБДОУ
№___ от __________________ 2015 г.
«Согласовано»
Заведующая МБДОУ
________Н. Э. Сейтмеметова
№___ от __________________ 2015 г.
Рабочая программа
«Экономика для дошкольников»
для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Автор-составитель:
Сейтмеметова Наталья Энверовна
Кемерово 2015 г.
Содержание:
Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------------------------------------------3
Тематический план--------------------------------------------------------------------------------------------------------14
Содержание программы--------------------------------------------------------------------------------------------------15
Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------------------------25
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика – это все, что нас окружает.
В.Никифоров
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной.
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная программа является модифицированной и базируется на основе программ М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.
Цели программы:
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации программы:
В программе первого года обучения рассматриваются три основных связанных между собой направления: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».
- Труд – продукт – товар.
Педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
- Реклама.
Педагогические задачи:
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
- воспитывать разумные потребности.
- Деньги.
Педагогические задачи:
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Программа второго года обучения дополняется направления: «Потребности», «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение», «Производитель и ресурсы».
- Потребности
Педагогические задачи:
- знакомить с экономической категорией «потребность»;
- расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
- развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
- Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение
Педагогические задачи:
- развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.
- объяснить значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.
- расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
- Производитель и ресурсы.
Педагогические задачи:
- ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.
- ознакомить детей с понятиями «товар» и «потребитель».
- обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.
- дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.
Основной принцип, заложенный в данную программу, - тематический подход в организации игровой деятельности.
«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.
В первый год обучения взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство, «Оптовичок», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.
На второй год обучения содержание «Игры в одной теме» усложняется, но по-прежнему проходит в тесном сочетании с перспективным планом, а также на основе уже имеющихся навыков по первому году; это игры «Бар «Лакомка», «Банкир», «Фирма «Строитель», «Турагентство».
Уровень умственного развития детей пяти и шестилетнего возраста отличаются качественным своеобразием. Поэтому при планировании тематики занятий и форм работы данные показатели учитываются. Так, в работе с пятилетними детьми преобладает игра (игровые ситуации).
К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.
Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые задания на занятиях. Однако их решение помогает развивать у детей поисковую мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.
Прогнозируемые результаты:
- Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.
Продолжительность практических занятий: 30 занятий в учебном году, 1 раз в неделю. Длительность занятий – 25 - 30 минут.
Предметная среда
- Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
- Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано»
- Посуда, книги разного качества (сорта).
- Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
- Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
- Ценники.
- Рекламные газеты.
- Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
- Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
- Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
- Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп.
- Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
- Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
- Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
- Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.
- Экономическая настольная игра «Белка и компания»
Способы проверки результатов программы
Проверка результативности освоения обучающимся программы проводится в следующих формах:
- Наблюдение педагога на каждом занятии.
- Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения заданий:
Задание 1
Выбери, что тебе больше нравится
Цель: выявить интерес детей к экономике.
Материал: 10 – 12 брусков, карточки с цифрами 1, 3, 5, 7, 8…, деньги (монеты и банкноты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р. …)
Инструкция: На столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд чисел.
- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)
- Если бы не было цифр (брусков, монет), то из чего бы ты еще мог составить ряд чисел?
Задание 2
Выбери верное предложение
Цель: выявить сформированность экономических представлений.
Материал: карточки, на которых написано по два предложения или соответствующие им картинки
Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.
- Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
- Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
- Валюта – бумажные деньги. Валюта – это деньги другой страны, которые могут быть и бумажные, и металлические.
- Бартер – это когда товар меняют на деньги. Бартер – это когда товар меняют на товар.
- Реклама нужна человеку для развлечения. Реклама важна для продажи товаров.
- Пенсию обычно получают папы и мамы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
- Вода должна течь из крана и днем, и ночью. Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.
- Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
- Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
Задание3
Найди лишнее
Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- Рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»)
- Банкноты достоинством 10 руб., 5 долларов, 10 евро, 5 копеек (категория «Деньги»)
- Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категория «Товар, производство»)
- Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»)
- Одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»)
- Игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»)
Инструкция:Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действие) лишний? Почему? Как можно одним словом назвать остальные предметы (действия)?
Задание 4
Расскажи, что случилось?
Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.
Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях:
- Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницы из книги
- Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке.
- На витрине представлены товары без ценников.
- Мальчик плачет и требует купить машинку.
- Папа и мама определяют бюджет семьи.
Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в данной ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?
Задание 5
Продолжи предложение
Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.
Материал: предложения «экономического» содержания или соответствующие им сюжетные картинки
Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я начну предложение а ты закончи его.
- Любой труд приносит … (пользу)
- Моя мама получает за свой труд…, бабушка - …, а брат учится в институте и ему платят … (зарплату, пенсию, стипендию)
- Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
- Воспитатель, банкир, швея, фермер – это … (профессии)
- Деньги разных стран называются … (валюта)
- Любой товар можно … (купить, продать, изготовить)
- В магазине цена …, чем на рынке (выше)
- Место хранения и накопления денег называется … (банком)
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама)
- Мебель, одежда в магазине – это … (товар)
- Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания)
По результатам наблюдений учителя, выполнения заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.
Критерии развития: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий.
Средний уровень: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.
Низкий уровень: Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению педагога. Проявляет ситуативный интерес к выполнению заданий. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает трудности при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании экономической терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности только при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Первый год обучения | ||
1 | Что такое товар, продавцы товара | 4 |
2 | Производство товара и его цена | 4 |
3 | Реклама | 4 |
4 | Деньги и цена | 3 |
5 | Покупательная сила денежных знаков | 4 |
6 | Бюджет, доходы, накопления и расходы | 4 |
7 | Копейка. Монета. Деньги. | 4 |
8 | Хочу быть предприимчивым. | 2 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
Второй год обучения | ||
1 | Наши семьи | 4 |
2 | Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия | 4 |
3 | Экономические явления: выставка – реклама - обмен | 4 |
4 | Сбережения (накопления) | 3 |
5 | Экономические явления: обмен – бартер - рынок | 4 |
6 | Количество и качество результатов труда | 4 |
7 | Валюта | 4 |
8 | Хочу быть предприимчивым. | 2 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (1-й год обучения)
Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
1 | 2 | 3 |
ОКТЯБРЬ | I. Что такое товар, продавцы товара. 1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии | Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
2. Как Миша из покупателя превратился в продавца | Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. | |
3. Какие бывают товары? а) Уроки Гнома Эконома; б) Учебные путешествия | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. | |
4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. б) Магазин «Катюша» | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи. | |
НОЯБРЬ | II. Производство товара и его цена 1. О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазин | Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом. |
2. Заводы нашего города. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание. | Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков. | |
3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга. | |
4. Маленькие покупки | Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков. | |
ДЕКАБРЬ | III. Реклама 1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность. |
2. Как Сорока Мишин товар хвалила | Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. | |
3. Угадай, какая это профессия | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. | |
4. Рекламное агентство | Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность. | |
ЯНВАРЬ | IV. Деньги и цена 1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать. | Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы. |
2. «Как у Миши появился помощник дятел» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата. | |
3. Поможем Мише | Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин») | |
ФЕВРАЛЬ | V. Покупательная сила денежных знаков 1. Интересные покупки. | Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков. |
2. а) Кто купит больше? Решение проблемы. б) Продолжи предложение. | Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости. | |
3. Супермаркет. «Как поступить» - проблемная ситуация | Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения. | |
4. Как Миша понял, что деньги счет любят | Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы. | |
МАРТ | VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы 1. Как Миша учился деньги делить | Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах. |
2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер» | Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается. | |
3. а) Биржа – брокер б) «Что дешевле» в) Хозяин товара – брокер - покупатель | Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. | |
4. Как у Миши малина испортилась | Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование. | |
АПРЕЛЬ | VII. Копейка. Монета. Деньги 1. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» | Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек). |
2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»; б) Что дешевле | Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек). | |
3. «Поможем Буратино…» | Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать. | |
4. Уроки Миши – бизнесмена «На монетном дворе» | Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет). | |
МАЙ | VIII. Хочу быть предприимчивым. 1. Узнай самого себя. | Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. |
2. Учимся устанавливать контакты. | ||
IX. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике. | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года. |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:
Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (2-й год обучения)
Цели: развивать способность выполнять действия по решению задач с экономическим содержанием; формировать практические навыки выполнения арифметических действий; воспитывать интерес к ролевым взаимоотношениям.
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
1 | 2 | 3 |
ОКТЯБРЬ | Наши семьи 1.Экономика, как наука о домашнем хозяйстве. | Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности. |
2. а) Слова «хочу» и «надо». б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор | Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | |
3.Откуда берутся товары и услуги | Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг | |
4. Что мы знаем о наших семьях? | Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. | |
НОЯБРЬ | II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия. 1. Кому что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал. |
2. Труд, его виды. Профессии людей. | Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. | |
3. Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд | Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда. | |
4. Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе. | Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека | |
ДЕКАБРЬ | III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен 1. Встреча товаров у Гнома Эконома. | Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов |
2. Как Миша решил фабрику построить | Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда. | |
3. Кто чем занят на Мишиной фабрике? | Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному. | |
4. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись | Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать. | |
ЯНВАРЬ | IV. Сбережения (накопления) 1. Домик - копилка | Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения. |
2. «Как три поросенка хотели стать экономистами» | Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы. | |
3. Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать Миша – банкир Путешествие в сказку | Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления» Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев. | |
ФЕВРАЛЬ | V. Экономические явления: обмен-бартер-рынок 1. На острове Заплуталия | Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике. |
2. Интересный обмен | Раскрыть сущность операции натурального обмена. | |
3. Экономическая минутка | Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Анализировать мыслительную деятельность детей. | |
4. Рынок | Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью. | |
МАРТ | VI. Количество и качество результатов труда. 1. Мебельная мастерская. | Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки. |
2. Фирма «Строитель» | Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям. | |
3. В кафе «Лакомка» | Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь. | |
4. «Королевство Мудрецов» | Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности. | |
АПРЕЛЬ | VII. Валюта 1. Волшебное превращение денежки. | Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран. |
2. Путешествие рубля; Игра «Турагентство». | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления. | |
3. Игра "МУЗЕЙ средств". | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. | |
4. а) Бартер. б) Путешествие товара в разные страны. | Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми. | |
МАЙ | VIII. 1.Хочу быть предприимчивым. Правила предпринимателя. | Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом ,быть предприимчивыми, инициативными, организованными |
2.Правила предпринимателя | ||
IX. Итоговое занятие. «Что, где, когда» | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:
Дети должны иметь представление: о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя; о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах; о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых); о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере).
Список использованной литературы
- Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
- Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
- Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
- Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
- Сасова И. А. Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. ФГОС. – М., 2015. – 56 с.
- Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с.
- Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник-рабочая тетрадь по экономике. М., 2013. – 96 с.
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
- Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/08/picture-801589-1467975728.jpg)
Рабочая программа "Логоритмика для малышей"
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1369182-1638624931.jpg)
Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Рабочая программа«Экономика для дошкольников»для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1371176-1639284982.png)
Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1371176-1639284982.png)
Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Рабочая программа «Экономика для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-1060900-1679388974.jpg)
Образовательная практика "Апробация образовательной программы «Экономика для малышей»
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, о...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-1060900-1679388974.jpg)
Результаты работы по апробации образовательной программы «Экономика для малышей»
На этапе дошкольного образования обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189624-1574053386.jpg)
Рабочая программа «Экономики»
Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения.Джеймс Дьюзенберри...