Мастер - класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Окотэтто Мария Николаевна

Мастер - класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новопортовский детский сад «Теремок»

Мастер – класс для родителей

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

М.Н. Окотэтто, воспитатель

С. Новый Порт,

февраль, 2020 год

Добрый день, уважаемые родители!

1 слайд

Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

2 слайд

Цель моего мастер – класса поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

3 слайд

Задачи, которые я ставила перед собой, представлены на слайде:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
  • расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов мнемотехники.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать и контролировать правильность запоминания.

Ведь память – это входные ворота интеллекта.

• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

5 слайд

Простейший пример, знакомым нам каждому с детства является запоминание цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

6 слайд

Обратите внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, попробуйте в них вчитаться, обратите внимание на каждое слово. Он точно и верно подметил.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

7 слайд

Ознакомьтесь с ними на слайде.

Существует много приёмов мнемотехники, но самыми доступными для дошкольников являются следующие.

8 слайд

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация.

9 слайд

Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Колобок».

Сначала рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

После чего осуществляем, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: треугольник и круг – это дед и бабка; колобок по дорожке укатился; круг с овалами и усами - это заяц и так далее.

Ну а уже после перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.

Детям задаю наводящие вопросы «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

10 слайд

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

11 слайд

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

12 слайд

Таким образом, использование методов мнемотехники:

  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • развивает творческое познание детей.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Давайте разделим вас на 2 группы.

Первой группе я предложу вспомнить стихотворение «Вот он хлебушек душистый» и составить по нему мнемотаблицу.

А вторая группа – составит мнемосхему для стихотворения «Наши игрушки».

Просмотр полученных работ.

14 слайд

Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок» Мастер - класс: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» М.Н. Окотэтто , воспитатель

Слайд 2

Цель: поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. .

Слайд 3

Задачи: дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов ; расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов мнемотехники.

Слайд 4

Мнемотехника (в переводе с греческого) - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .

Слайд 5

ЗАПОМИНАНИЕ ЦВЕТОВ РАДУГИ

Слайд 6

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К . Д. Ушинский

Слайд 7

З адачи: р азвитие памяти, внимания, образного мышления и речи; ф ормирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы; р азвитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; р азвитие творческих способностей, фантазий.

Слайд 8

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы: модели (условно-схематичные, двигательно- серияционные , временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические); картинографию ; коллажи ; ( это объединение в одном листе картинок, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой) планы-схемы; мнемотаблицы .

Слайд 9

СКАЗКА «КОЛОБОК»

Слайд 10

« Грибочек » Жил да был грибочек, Вот его дом — кусточек. Была у него ножка, Одна ножка — без сапожка. Была у него шляпка. Нашли его ребятки, Грибочек сорвали И бабушке отдали. Бабушка суп сварила И деток накормила.

Слайд 11

Загадки

Слайд 12

Методы мнемотехники:

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...

Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов  ДОУ...

Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Данный мастер-класс можно использовать в работе с родителями. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помога...

Конспект мастер-класса "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста", конкурс "Воспитатель года - 2019"

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Испол...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...