«Создание адаптированной коррекционно-образовательной среды в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО».
методическая разработка (старшая группа)

 Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно-развивающей среды в дошкольных  учреждениях в соответствии с новыми требораниями ФГОС дошкольного образавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №3.

Выступление на семинаре.

Тема: «Создания адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО, в соответствии с ФГОС  ДО».

Подготовила: воспитатель

Елфимова В. В.

1 слайд «Создания адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО, в соответствии с ФГОС  ДО».

                                                         

В повседневной практике педагог сам выбирает формы, методы, приёмы обучения и воспитания в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком, учитывая его индивидуальные интересы, потребности и возможности.

Сейчас мы все чаще слышим про детей с ограниченными возможностями здоровья. Что же это за дети?

    2 слайд «Дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права таких детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Все большее распространение получает практика инклюзивного образования, которая изменяет образовательные условия и образовательную среду в учреждениях общего образования так, чтобы любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог обучаться вместе с другими детьми, организует безбарьерную среду их жизнедеятельности.

Развитие таких детей, ведёт к своеобразию в развитии их речи, а также к отклонениям в развитии их познавательной деятельности. Всё это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории.  Одним из таких условий является создание коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 3 слайд

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направленное на развитие личности ребенка.

4 слайд

Цели создания коррекционно-образовательной среды.

 Обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе с ОВЗ.  Обеспечение жизненно  важных потребностей формирующейся личности: витильных (функции жизнеобеспечения), социальных, духовных. Коррекционно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие.

5 слайд  

 Для достижения целей необходимо решить следующие задачи.

- Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для интегрированного обучения и воспитания дошкольников;

- Организация интегративных занятий для  коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих речевую патологию;

- Организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения через индивидуальные занятия;  

- Координация педагогической деятельности специалистов ДОУ, построенной на принципах интеграции;

- Повышение педагогической деятельности компетентности родителей в овладении приёмами и способами коррекционно-развивающей работы с детьми.  

 

 6 слайд. 

Функции коррекционно-развивающей среды.

Создавая коррекционно-развивающую среду необходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции:

Коррекционно-компенсирующую направленность;

Социально-адаптирующую направленность;

Деятельный подход;

Дифференцирующий и индивидуальный подход.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

7 слайд. Компоненты коррекционно-образовательной среды в ДОУ.

- Предметно-пространственная среда, обеспечивающая решение развивающих и коррекционных задач.

- Организация психолого-медико-педагогической помощи детям в ходе образовательного процесса.

- Система взаимодействия педагогов, родителей, детей, направленных на компенсацию имеющихся отклонений в развитии и нормальное социально-личностное развитие ребёнка.

- Дидактические пособия, обеспечивающие наглядность, индивидуализацию, решение коррекционных задач.  

8 слайд.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

9 слайд.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.  Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

10 слайд  

Кроме выше перечисленных моментов в построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:

  • Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;
  • Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т.д.;
  • Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.

11 слайд

Более подробно рассмотрим на примере создания коррекционно-развивающей среды как средства подготовки детей с ОВЗ к успешному обучению в школе.

 Содержание коррекционно-развивающей среды направлено на достижение целей, способствующих формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка.

    12   слайд

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются такие формы работы, как:

  • Специально организованные занятия.
  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Самостоятельная детская деятельность.

   13 слайд

Разработанная система работы предполагает решение следующих задач:

  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Формирование и развитие связной речи;
  • Усвоение навыков правильного дыхания, артикуляции, произношения звуков;
  • Обучение грамоте;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения.

14 слайд

Организуя коррекционно-развивающую среду, необходимо руководствоваться следующими принципами:

   - доступность (материал для самостоятельных игр детей расположен в доступных местах; коррекционно-учебный материал располагается на стеллажах);

   - системность (весь материал систематизирован по темам);

   - здоровьесбережение (имеются пособия для развития движений органов артикуляционного аппарата, для развития правильного дыхания, а также для развития пальцевой моторики);

   - мобильность (дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время учебной деятельности);

   - вариативность (наглядно-методический материал и пособия многовариативны);

   - эстетичность (наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных материалов, легко обрабатываемых).

16 слайд.

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.

17 слайд

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовывать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"

Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год

Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...