Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте
статья (младшая группа)

Костюкевич Ольга Владимировна

  В современном мире все большее внимание уделяется изучению различных средств развития взаимодействия детей третьего года жизни, так как большинство исследователей отмечает, что именно в этот возрастной период закладываются основы дальнейших межличностных отношений, их специфика.Общение со сверстниками играет огромную роль в развитии личностных качеств ребёнка. Именно в процессе общения со сверстниками дети получают социальное развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Гагаринова С.В. заведующий,

 Колосенкова Л.А. старший воспитатель,

Костюкевич О.В. воспитатель

ГБДОУ детский сад №60

 комбинированного вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга «Гнездышко»

          Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте

           В современном мире все большее внимание уделяется изучению различных средств развития взаимодействия детей третьего года жизни, так как большинство исследователей отмечает, что именно в этот возрастной период закладываются основы дальнейших межличностных отношений, их специфика.

           Общение со сверстниками играет огромную роль в развитии личностных качеств ребёнка. Именно в процессе общения со сверстниками дети получают социальное развитие. Ребёнок знакомится с культурой общения, традициями, ценностями общества, в котором он живёт. В этот период происходит процесс социализации, в процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок раннего возраста учится жить по правилам, учитывая не только свои интересы, но и интересы окружающих. Такое общение, в свою очередь, даёт ребёнку возможность познакомиться с нормами поведения.

          Отмечается, что дети в данный возрастной период очень любят подражать взрослым, они внимательно наблюдают за своим окружением и копируют увиденное. Знания, которые демонстрирует взрослый, общаясь с малышом, его навыки и умения, дают возможность ребёнку получить опыт общения с окружающим миром. Общаясь друг с другом, дети делятся полученным от взрослых опытом.

          В разных видах детской деятельности необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка. Очень важно научить детей решать поставленные задачи не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками. Общаясь со сверстниками, ребёнок учится решать социальные конфликты, преодолевать неудачи. Задачей педагога является создание условий для взаимодействия ребёнка со сверстниками, такое взаимодействие, в своё время, способствует повышению уверенности ребёнка в себе. Ведущим мотивом общения в раннем возрасте является познавательный мотив.

          От того, насколько успешно ребёнок пройдёт процесс социализации в раннем возрасте, зависит его дальнейшее социальное развитие. Становление межличностных взаимоотношений лежит в основе социального развития ребёнка. Для создания условий, способствующих взаимодействию детей раннего возраста, можно применять такие формы работы как: дидактические, коммуникативные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Можно создавать проблемные ситуации, для решения которых требуется взаимодействие.

          Одна из важнейших развивающих задач ребёнка раннего возраста – это приобретение навыков, которые позволят ему в дальнейшем стать независимым и управлять своими чувствами и эмоциями. Такие задачи могут решаться только в стабильной социально-личностной среде.

          Роль социальной среды в развитии ребёнка становится особенно очевидной, когда ребенок начинает посещать детский сад. Расставание с мамой, страх разлуки, новый коллектив, как правило, являются важной вехой в социальном развитии ребёнка. Познание самого себя и осознание того, что другие люди могут иметь другие мысли, желания, ощущения – это задачи третьего года жизни.

          Также отмечается, что социально-личностное развитие детей раннего возраста сопровождается речевым развитием. В лексиконе ребёнка появляются такие «социальные» слова, как: все, мы, я. Кроме того, появляются слова, выражающие эмоции (люблю, сладкий, злой, хороший и т. д.).

          В период адаптации к детскому саду ребёнок расширят своё социальное пространство. Он адаптируется к новой для себя социальной системе, пытается преодолеть своё разочарование, связанное с расставанием с мамой, знакомится с новыми правилами поведения, вступает в новые отношения с другими детьми и взрослыми. В данный возрастной период дети учатся сотрудничать друг с другом, заявлять о себе, делиться с другими.

В этот период у детей раннего возраста мы можем наблюдать расширение социальных компетенций. Прежде всего, это растущая потребность и способность к сотрудничеству в игре, растущая способность к сопереживанию, а также способность дружить.

          В этом возрасте при организации совместных игр необходимо подбирать игры, в которых на первый план выходит взаимное сотрудничество, где результатом игры является достижение общей цели.

Стоит отметить, что дети раннего возраста начинают дружить сначала с товарищами по команде, с тем, с кем они разделяют игрушки или играют вместе. Дети любят играть со старшими товарищами, такие друзья показывают больше сотрудничества в игре и большей взаимности. Согласно проведенным исследованиям, дружба может быть относительно стабильной уже в раннем возрасте.

          Таким образом, в процессе общения со сверстниками дети раннего возраста не только получают социальное развитие, но и приобретают навыки общения, знакомятся с культурой поведения в обществе, учатся выходить из конфликтов, управлять чувствами и эмоциями, именно в этот период происходит процесс социализации. Придя в детский сад, ребёнок адаптируется к новой социальной системе, знакомится с новыми для себя правилами поведения, вступает в новые отношения, учится дружить. Необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка, способствовать взаимодействию детей раннего возраста, это можно сделать, используя разные виды игр или создавая проблемные ситуации.

Литература:

  1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 416 с.
  2. Лисина, М.И. Формирование личности дошкольника в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
  3. Подласый И. Педагогика начальной школы: учебник / И. Подласый. – Litres, 2013.
  4. Смирнова Е. О. Развитие общения детей со сверстниками: игры и занятия с детьми раннего возраста: 1-3 года / Е. О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Шаграева О. А. Детская психология / О. А. Шаграева. – М., 2001. – 414 с.
  6.  Эльконин, Д. Б. Игра в развитии ребёнка / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. – 2004. - № 1. – С. 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Насекомые и цветы созданы друг для друга"

Показать детям закономерные связим в природе.роль насекомых в этом процессе.Воспитываем бережное отношение к природе....

Краткосрочный проект "Наш друг - снеговик" вторая группа раннего возраста

Краткосрочный  познавательно - творческий проект "Наш друг - снеговик". Вторая группа раннего возраста...

Конспект занятия по развитию речи детей «Чудесный сундучок бабушки» (группа раннего возраста)

Конспект занятия по развитию речи детей 2 - 3 лет «Чудесный сундучок бабушки»...

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» (группа раннего возраста)

Цель проекта: способствовать развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи проекта:-Способствовать формированию устойчивого интереса детей к художественной литера...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Презентация из опыта работы, ранний возраст.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Авторская презентация из опыта работы, ранний возраст....

Конспект ООД по развитию речи детей средствами фольклора в группе раннего возраста "Волшебный сундучок"

Данный материал будет полезен вопитателям групп раннего развития, содержит информацию по приобщению детей к истокам русской народной культуры....