Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Насекомые и цветы созданы друг для друга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Показать детям закономерные связим в природе.роль насекомых в этом процессе.Воспитываем бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию

 Тема: «Насекомые и цветы созданы друг для друга»

Цель: Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом  процессе; - вызвать интерес к окружающему миру; - формировать реалистические представления о природе.

Ход занятий:

Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они когда-нибудь на цветущем лугу. (ответы детей).

Послушайте стихотворение.

                                     Я иду по зелёному лугу,

                                    Высыхает на листьях роса,

                                    И я слышу цветов голоса.

                                    Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

                                    Наши гибкие стебли не мни.

                                    Мы для глаз и для сердца отрада,

                                    Украшенье родимой земли».

-Как хорошо на зелённом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчёлы и шмели. Кто посеял, сколько цветов на лугу? Может быть, семена принёс сюда ветер? Может быть, семена оказались здесь с потоком воды? А, может быть, какой-нибудь зверёк занёс их сюда? Никто не разгадает эту загадку. Только весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями и больше и больше превращаются в разные растения. Вскоре появляются бутоны и со временем раскрываются и превращаются в прекрасные цветы. Внутри цветов - запасы сладкого нектара. Именно за нектаром сюда собираются насекомые. Есть цветы, у которых нектар расположен очень близко, к ним летят звуки и мошки с коротким хоботком. Ели нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль. Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчёлы. Пчёлы делают из нектара мёд, и сами питаются вкусным лакомством. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М.Бородинская.

                                        Разговор с пчелой.

                                      Меня ужалила пчела,

                                Я закричал: «Как ты могла?!»

                               Пчела в ответ: «А как ты мог-

                               Сорвать любимый мой цветок?

                               Ведь он мне был уж - жасно нуж-жен:

                               Я, берегла его на  уж- жин!»

-Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожным, иначе можно оставить без ужина насекомых. Но насекомые питаются не только нектаром из цветов. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Послушайте интересный рассказ В. Танасийчука.

В комнате у моего приятеля в больших кадках росли два лимонных деревца. Расти-то росли, и даже цвели летом, а плодов не было. Но вот однажды кадки с лимонами вынесли на балкон. Было это рядом с большим парком, и пчёлы быстро разведали, что на пятом этаже растут белые с узкими лепестками цветы, что они нежно пахнут и нектар дают хороший. Целый день копошились на цветах мохнатые сборщицы. А осенью оба деревца покрылись ярко-жёлтыми плодами. – Спасибо пчёлам - хорошо поработали. - Причём же тут пчёлы? Ведь не они же вырастили лимоны?- Зато они опылили цветы, а без этого никаких бы лимонов не было.

-Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на брюшко , лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды.

-Ребята ,кто видел как работают весной пчёлы и шмели в цветущем саду? (ответ детей).

-Если бы не было пчёл, шмелей, мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Мы некогда бы не знали, что такое помидоры и огурцы, арбузы и дыни. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомые яркими цветами, как будто развешивают объявления.

                                           Дорогие шмели !

Здесь вы найдёте вкусный и свежий нектар. Кушайте на здоровье, а по дороге прихватите немножко пыльцы для других цветов.

-Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской, лепестков но и ароматом. Различая огромное количество ароматов, насекомое легко читает волшебную книгу запахов.

Дидактическая игра: «Угадай по запаху растение».

-Вот и получается, что цветы подзывают и кормят бабочек, пчёл, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.

-После того, как на цветок попала пыльца с соседнего цветка, на нём начинает созревать плод с семенами. Семена у разных цветов разные, они по форме, размеру, цвету. Придёт время, семена попадут в землю, прорастут дадут жизнь новым растениям. И зацветёт опять луг прекрасными цветами.

-Воспитатель предлагает вниманию детей алгоритм роста растения  от семечки  до созревания плода.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с электричеством, его опасностью и пользой для людей....

Непосредственно образовательная деятельность по ОБЖ в старшей группе Тема: «Огонь – друг или враг?»

Методическая разработка НОД адресована воспитателям старшей группы. Цель: познакомить детей в игровой форме с правилами поведения во время пожара....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме «НАШ ДРУГ СНЕГОВИК»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме «НАШ ДРУГ СНЕГОВИК» Цель:Ознакомление и закрепление свойств и состояний  воды (снег, лёд) и их в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь маленькому другу» для детей старшего возраста

Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему. Учить составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении. Учить детей составлять описательный рассказ, про ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема «С клюшками друг против друга стоят В красном и синем – команды ребят; Кто на коньках и ловчей, и быстрей – Тот побеждает, играя в хоккей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Цель: предоставить возможность детям проявить свои творческие способности в создании коллективно...

«Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»

laquo;Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»...