Особенности социально-личностного развития детей третьего года жизни
статья (младшая группа)

Костюкевич Ольга Владимировна

На третьем году жизни общение ребёнка со взрослыми и сверстниками становится более содержательным. Дети раннего возраста на третьем году жизни уже готовы к сотрудничеству, они уже могут ладить друг с другом, доверять друг другу, учатся отстаивать свои права и разрешать конфликты. Повышается их социальная компетенция, и они становятся более самостоятельными. Общение со сверстниками становится ярко окрашенным, вызывает бурные эмоции. Дети в этом возрасте любят копировать друг друга, подражать друг другу. Им интересны совместные подвижные игры, хотя они пока не всегда понимают и чётко соблюдают правила. Совместный бег, танцы, манипуляции с игрушками приносят им большое удовольствие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Гагаринова С.В. заведующий,

 Колосенкова Л.А. старший воспитатель,

Костюкевич О.В. воспитатель

ГБДОУ детский сад №60

 комбинированного вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга «Гнездышко»

Особенности социально-личностного развития детей третьего года жизни

                    На третьем году жизни общение ребёнка со взрослыми и сверстниками становится более содержательным. Дети раннего возраста на третьем году жизни уже готовы к сотрудничеству, они уже могут ладить друг с другом, доверять друг другу, учатся отстаивать свои права и разрешать конфликты. Повышается их социальная компетенция, и они становятся более самостоятельными. Общение со сверстниками становится ярко окрашенным, вызывает бурные эмоции. Дети в этом возрасте любят копировать друг друга, подражать друг другу. Им интересны совместные подвижные игры, хотя они пока не всегда понимают и чётко соблюдают правила. Совместный бег, танцы, манипуляции с игрушками приносят им большое удовольствие.

          Очень важно, чтобы в этот период взрослый помог малышу найти контакт со сверстником, подсказать способы взаимодействия. Именно в этот возрастной период закладываются моральные личностные качества. С точки зрения А.С. Макаренко, дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера.

          Нервная система детей раннего возраста является очень пластичной. Дети легко обучаемы, очень восприимчивы, способны активно реагировать на воздействие окружающей среды. Также ребенок данного возрастного периода отличается внимательностью, наблюдательностью, многое из того, что ребенок наблюдает, он старается осмыслить. Но в силу своего небольшого жизненного опыта и отсутствия умения давать правильную оценку происходящему, дети не всегда могут отделить хорошее от плохого, а также не всегда могут выстроить правильный путь поведения.

          Формирование положительных навыков и привычек поведения, закладывание основ моральных качеств и нравственных представлений, мы можем выделить, как основные задачи социального развития детей раннего возраста.

          Также для этого возраста характерно развитие чувств, что непосредственно связывается с расширением круга общения и деятельности. В свою очередь, мотивационная сфера и ее развитие является тесно связанной с эмоциональной, так как зачастую на основе симпатии и интереса к взрослым возникает мотивация повторять за ними, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Данный мотив есть основа поступков детей, и отчасти формирует и игровую деятельность, ведь в игре можно почувствовать себя взрослым, заслужить уважение сверстников.

         В настоящее время выделяются два основных направления в области социального развития ребёнка. Сущность первого состоит в том, что главным условием этического развития ребёнка является усвоение моральных норм. Нравственное и моральное развитие личности в данном направлении рассматривается как процесс усвоения ребёнком норм и правил поведения в обществе в процессе совместной деятельности, в условиях активного общения, в целом данное направление можно охарактеризовать как морально ориентированное. Нормой в данном направлении называется образец поведения, который осознаётся ребёнком, является привлекательным для него, побуждает к социально одобряемым поступкам.

          Во втором направлении на первое место встаёт не формирование морально- нравственных представлений, а развитие нравственных чувств, эмоций, к примеру, таких как сочувствие и сопереживание. Это эмоционально ориентированное направление. Здесь на первый план выходит воспитание у ребёнка культуры межличностных отношений. Также в рамках данного направления отмечается важность развитие эмпатии, которая является неотъемлемой частью формирования личности, лежит в основе гуманного отношения к людям. Осознание переживаний и чувств других людей, литературных персонажей, сопереживание им - формирует у ребёнка нравственное понимание мира. Ребёнок учится понимать другого человека, способен поставить себя на его место. Также он учится различать нравственные поступки, и давать им оценку с точки зрения социальных норм и правил. Правильно оценивая поступки других людей, ребёнок учится оценивать и свои поступки, решать конфликты.

          У детей третьего года жизни параллельно с социальным развитием развиваются так называемые социальные эмоции, такие как: гордость, стыд, чувство вины. На самом раннем этапе социально-личностное развитие ребёнка раннего возраста тесно связано с другими областями развития, например, эмоциональные и познавательные (когнитивные) процессы. Ранние детские эмоции также влияют на развитие познавательных способностей, на готовность учиться, а также на процессы обучения. Например, мы знаем, что в старшем возрасте эмоциональный интерес служит как толчок для обучения чтению и письму задолго до поступления в школу. Многие современные концепции обучения основаны на социально-личностных элементах.

          На третьем году жизни ребёнок проявляет желание действовать самостоятельно и независимо, поскольку некоторые навыки и знания ему уже доступны и, следовательно, у него есть шанс успешно доказать приобретенные компетенции. Он пытается действовать независимо, в пределах своих возможностей, не чувствует себя постоянно контролируемым и направляемым другими. Стремление к самостоятельности не означает, что любое внешнее влияние отвергается и требуется полная независимость.  Кроме того, в этот период формируется ситуативно-деловое общение с взрослым, в это время главное для ребенка – совместная игра с предметами; такое общение остается главным примерно до 4 лет.

          Для социально-личностного развития детям раннего возраста очень важен положительный групповой климат, который может служить поддержкой межличностных взаимоотношений. Также необходимо позитивное обращение с эмоциями ребенка. В этом периоде взрослые выступают как модель поведения для детей. Если ребенок чувствует себя социально значимым и интересным педагогу и другим детям, он будет более охотно познавать окружающий мир.

          Хочется отметить, что современные образовательные программы с социально-личностной ориентацией в детских садах усиливают тему эмоционального развития. В частности, определяется, что реакции взрослых очень важны для развития эмоций ребёнка.

          В целом, можно сделать вывод о том, что социально-личностное развитие ребёнка раннего возраста всегда являлось одной из основных тем дошкольного образования детей, начиная с образования института детского сада Фридриха Фребеля, до настоящего времени. Эта актуальность связана с тем, что раннее детство имеет решающее значение для социально-личностного развития.

          Благодаря общению с социальной средой ребенок приобретает необходимые эмоциональные (личностные) компетенции. С другой стороны, эти эмоциональные компетенции облегчают социальное взаимодействие. Обе компетенции тесно связаны с развитием в других областях: например, развитие речи или познавательное развитие. В этом отношении особое внимание должно уделяться социально-личностному развитию в раннем дошкольном возрасте.

          Таким образом, мы можем отметить то что дети раннего возраста уже готовы к сотрудничеству. В этот период формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, совместная игра. Малыши любят подражать взрослым и друг другу. Несмотря на возросшую потребность действовать самостоятельно, детям этого возраста ещё сложно самостоятельно устанавливать контакт со сверстниками и им нужна помощь взрослого. Дети раннего возраста легко обучаемы, наблюдательны. Именно этот период благополучен для привития моральных норм и правил поведения, развития нравственных чувств и эмоций, знакомства с культурой межличностных отношений и обучения правильной оценки поступков, окружающих и своих.

Список литературы

  1. Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А. Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2013. – №. 2. – С. 13-20.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
  3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 416 с.
  4. Лисина, М.И. Формирование личности дошкольника в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
  5. Максимова Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста / Л. А. Максимова. – Litres, 2007.
  6. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
  7. Шаграева О. А. Детская психология / О. А. Шаграева. – М., 2001. – 414 с.
  8.  Эльконин, Д. Б. Игра в развитии ребёнка / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. – 2004. - № 1. – С. 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития детей третьего года жизни"

В раннем возрасте, впервые три года, ребенок развивается удивительно быстро. В этот период важно не оставить без внимания ни одну сторону развития ребенка, а именно: физическое развитие, познавательно...

Особенности речевого развития детей третьего года жизни.

Данный материал будет полезен для ознакомления родителям детей 2-3 лет. В написании этой  статьи с благодарностью использовались материалы Валентины Викторовны Гербовой, кандидата педагогических ...

Консультация для родителей "Особенности развития детей третьего года жизни".

Консультация предназначена для родителей, целью которой является познакомить родителей с ообенностями детей третьего года жизни....

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»

Рассмотрим особенности развития речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет, на что необходимо обратить внимание родителям, какие занятия с ребенком будут н...