Консультация для родителей "Стили семейного воспитания"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

В чем различие стилей воспитания. Какой стиль воспитания в каком возрасте наиболее успешен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

«Стили семейного воспитания»

(рекомендации для родителей)

Ярмусевич И.Г.

педагог-психолог

МАДОУ «Цветик-семицветик»

г. Когалым

2019

Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о стилях семейного воспитания и о том, как они влияют на формирование личности ребенка. А также об особенностях эмоционального мира ребенка 5-6 лет.

Ребенок 5-6 лет активно социализируется, то есть входит в систему социальных отношений, у него появляются друзья, он активно интересуется взаимоотношениями, которые существуют в обществе. Важной задачей этого возраста, помимо всех прочих, является научить ребенка приемлимым способам поведения в обществе. Какой же стиль воспитания выбрать в этом возрасте? Напомню, что существует пять стилей воспитания.

Авторитарый, основанный на авторитете родителей, родитель все решает сам;

Демократический, взрослый принимает решения, выслушивая мнение ребенка и подробно объясняет причины своего решения;

Либеральный, в котором родитель выступает как советчик;

Попустительский, когда мы просто высказываем свое мнение о том или ином событии или поступке;

Хаотичный – самый опасный стиль, в нем нет предсказуемости, надежности.

Эти все стили имеют место быть и полезны каждый в своем возрасте.

Как вы наверное догадались, родитель в своей жизни использует все четыре стиля воспитания, например авторитарный подходит для возраста от 0 до 3 лет. Как вы думаете, какой стиль воспитания больше всего подойдет для ваших детей?

Правильно демократический.

Много внимания в этом возрасте и при  этом стиле воспитания мы уделяем объяснениям ребенку правил, норм, причин и последствий поступков. Одна из основных задач данного возраста - научиться правилам и нормам общественной жизни, усвоить общественные нормы, существующие в детской группе. Ребенок должен научиться не только вести себя, но и понимать, почему он должен так делать. Родитель учит ребенка рассуждать, анализировать последствия своих поступков и поступков другого человека. Например, родитель может в беседе спросить ребенка, как ты думаешь, что будет, если ты поступишь вот так.

Что бывает, если стиль воспитания не соответствует возрасту? Например, вашему ребенку 5-6 лет, а вы, как и в 2 года используете авторитарный стиль воспитания? Ребенок становиться несамостоятельным, тревожным, зависимым от мнения окружающих. Этот стиль воспитания не позволяет ему научиться самостоятельно принимать решения в доступных вопросах. Либо такой стиль воспитания может вызвать у ребенка сильный протест.

Что бывает, когда мы в возрасте 5-6 лет применяем к ребенку попустительский стиль воспитания. В этом случае, родитель часть своей родительской ответственности перекладывает на плечи ребенка, он как бы говорит ребенку – решай сам. А в возрасте 5-6 лет, ребенок не готов к такой ответственности за свою жизнь и это вызывает у ребенка сильную тревожность и страхи. Такой стиль воспитания предполагает малое количество запретов и границ, он подходит больше для среднего школьного возраста. Ребенок начинает границы искать. Делает это он своим негативным поведением. Как бы пытаясь сказать, взрослые установите мне границы, в которых я буду чувствовать себя в безопасности. Ребенок в этом случае похож на речку, у которой нет берегов и она активно эти берега ищет. Можно сказать, что ребенок испытывает стресс. А в состоянии стресса малыш не может в достаточной степени хорошо и активно развиваться. В этом возрасте жизнь ребенка должна отличаться стабильностью, четкими границами и рамками, присутствием надежного взрослого рядом. В этом случае ребенок чувствует себя спокойно и уверенно и испытывает огромный интерес к познанию.

Дети этого возраста становятся более эмоциональными, у них начинает активно развиваться эмоциональный интеллект. Что это такое и зачем он нужен? Э.И. позволяет понимать и управлять своими эмоциями, понимать и узнавать эмоции других людей и учитывать это знание в своем поведении. Развитый эмоциональный интеллект по исследованиям ученых позволяет улучшить мыслительный процесс, управлять интеллектуальным развитием. Приведу пример, если ребенок не может справиться с тревожностью, то качество полученных и усвоенных знаний будет низким, так как все его внимание будет направлено на то, чтобы справиться с тревожностью. Я говорю сейчас об этом, потому что многие формы негативного поведения детей 5-6 лет связаны с тем, что они пока еще не умеют осознавать свои эмоции, управлять ими и выражать их приемлемыми способами. Бывает, что ребенок ведет себя плохо, нашей реакцией чаще является запрет, наказание. Кроме того, бывает так, что ребенку запрещают проявлять негативные чувства, называя их плохими. (Мальчики не плачут, ты, что трус?, Девочки должны быть терпеливыми и не сердиться. Прекрати ныть, здесь боятся нечего. Я не буду любить такого драчуна). Этот запрет отражается на ребенке тем, что он испытывает чувство вины, за то что сердится, боится, тревожиться. Что происходит в этом случае, представьте, что с горы бежит бурный поток, грозящий затопить все вокруг, вы перекрыли ему путь, все прекратилось, но вода никуда не делась, она будет накапливаться, пока не прорвет плотину. Что делать в случае бурной эмоциональной реакции, с которой ребенок не может справиться?

  1. Вам нужно признать, что чувство ребенка есть. ( Тебе сейчас очень страшно, ты сердишься, ты беспокоишься.)
  2. Показать, что вы понимаете его чувства. (Да, мне бы тоже было страшно, я бы наверное тоже рассердился).
  3. Конкретизировать причину эмоции. (А чего конкретно ты боишься? Почему ты рассердился? Из-за чего ты беспокоишься?)
  4. Работаем с конкретной причиной, например, если это вымышленный страх, то даем ребенку власть над этим страхом, сочиняем рассказ о том, как этот страх живет, что он любит делать, а самое главное, чего он боится. Если это реальный страх, то мы помогаем ребенку пережить ситуацию, связанную с этим страхом (я с тобой, мы вместе справимся). Если ребенок сердится, то ему помогает, если он проговорит о том, что сердит, назовет причину своей злости. Ему здесь важно быть услышанным. И конечно, необходимо объяснить ситуацию. (Ты сердишься, что Миша не дает тебе игрушку? Но он тоже хочет поиграть, попроси у него вежливо, может быть он тебе даст ее поиграть через некоторое время.)
  5. Закрепляем успех. Если ребенку удалось справиться со страхом или с агрессией в конкретной ситуации, очень хвалим его, создаем для него ситуацию успеха, чтобы он почувствовал и понял, что может справляться со своими эмоциями.

Если ваш ребенок эмоциональный и подвижный, то ему необходимо создать дополнительные условия для того, чтобы он научился справляться с эмоциями, например направить бурную энергию ребенка в более мирное русло (заняться спокойными видами спорта, где будут постепенно тренироваться волевые процессы, очень рекомендовано рисование, занятия с песком, любое творчество, необходимо играть с ребенком в игры, которые позволяют выражать негативные эмоции). (Тух-ти-би-дух, поколоти подушку. Важно установить границы, я считаю до 10, а ты колотишь подушку, потом я останавливаюсь и ты прекращаешь). Очень помогает, когда родители учат детей проговаривать, называть эмоции, которые ребенок испытывает в данный момент, проговаривать свои эмоции и объяснять ребенку, почему они возникают. Здесь очень помогут так называемые «Я-сообщения», они позволяют рассказать ребенку  о своих чувствах и не вызвать у него протеста. (Сынок, я сейчас сержусь, потому что очень устала, а мне нужно будет еще складывать твои игрушки). Ребенку дошкольного возраста очень трудно встать на позицию другого человека, поэтому они могут не понимать причину возникновения различных чувств. С этим связаны многие детские конфликты в этом возрасте. Ребенка нужно научить понимать, что происходит с другим человеком.

Каким образом развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста?

1. Учить ребенка выражать чувства, давать возможность проявлять как позитивные чувства (радость, удовольствие, так и те, которые негативно оцениваются социумом (сердитость, грусть, зависть).

Когда навык не сформирован - ребенок неадекватно выражает чувства.

2. Учить распознавать чувства другого, развивать способность проявить внимание к другому человеку, умение интуитивно распознать (по тону голоса, положению тела, выражению лица, что он сейчас чувствует, и выразить свое сочувствие).

Когда навык не сформирован - ребенок не обращает внимания на состояние другого человека и ведет себя с ним без учета состояния другого.

3. Учить сочувствовать, умению сострадать и оказывать поддержку другому человеку, когда тот неуспешен.

Когда навык не сформирован - ребенок ведет себя эгоистично и равнодушен к другим, уходит из ситуации, в которой кому-то плохо.

4. Учить управлять своим гневом, развивать способность осознать, что испытываешь гнев, способность остановиться и подумать, дать себе остыть, умение выразить свой гнев другому человеку в социально приемлемой форме или возможность найти другой способ справиться со своим гневом (сделать упражнение, выйти из ситуации).

Когда навык не сформирован - ребенок считается агрессивным, вспыльчивым, импульсивным, конфликтным.

5. Учить реагировать на гнев другого человека, развивать умение понять, что лучше сделать при встрече с разгневанным человеком (убежать, обратиться за помощью взрослого, спокойно ответить и т. п., способность сохранить спокойствие, чтобы принять верное решение. Способность выслушать человека, спросить, почему он сердится.

Когда навык не сформирован - ребенок рискует получить психическую травму (слишком большое / накопленное чувство беспомощности, не умея защитить себя.

6. Учить справляться со страхами, развивать умение определить, является ли страх реальным или фантастическим; способность понять, каким образом можно остановить страх, к кому можно обратиться за помощью.

7. Учить умению переживать печаль,  возможности печалиться, когда потерял что-то хорошее, важное, дорогое сердцу. Дать себе разрешение испытывать печаль и плакать, не считая слезы проявлением слабости. Для детей естественно плакать и печалиться, но некоторые родители вносят в жизнь детей запрет на слезы и не разрешают грустить.

Когда навык не сформирован - ребенок, который не грустит о потерях, становится замкнутым, жестким и озлобленным.

8. Учить выражать благодарность, замечать хорошее отношение к себе со стороны других людей, знаки внимания и помощь. Благодарит их за это.

Когда навык не сформирован - ребенок воспринимает помощь как «само-собой разумеющееся» поведение в отношении него. Не замечает усилий других людей, стесняется или не умеет сказать открыто слова благодарности.

9. Учить выражать недовольство - понять и уметь сказать, что не нравится. Этот способ самовыражения называется «Я-высказыванием». Схема «Я-высказывания» такова: 1) Сказать, в чем дело; 2) Сказать или показать, что чувствуешь; 3) Объяснить, почему (назвать причины). «Мне не нравится, когда …».

Итак, ответственность взрослого определяется тремя функциями:

1) видеть ребенка в ситуации эмоционального неуспеха и по требованию давать ребенку понимание его нужд и чувств (ты сейчас сердишься, потому, что не хочешь одевать этот свитер?) (со временем это позволит и самому ребенку лучше начать себя понимать). При этом необходимо исходить из того, что хотеть чего-то или чувствовать ребенок имеет полное право; разделить свои чувства с кем-то – означает уже наполовину удовлетворить потребность;

2) объяснять ребенку контексты, т. е. правила, действующие в ситуации («Витя, если ты не даешь Тане покататься на самокате, то ей будет обидно, и скорее всего, она не захочет с тобой поделиться машинкой»). Для этого приходится вступать в конфронтацию с эгоцентрическими мотивами ребенка и тем самым показывать ему необходимость подчиняться условиям бытия («Сегодня дождь, мы не можем гулять в парке», «Таня обижена на тебя, она не хочет с тобой играть, ты не догадываешься, почему?»);

3) быть примером, показывая, как можно было бы решить ту или иную жизненную задачку.

Эти функции требуют от взрослого большого терпения, уважения к личности и истинного интереса к детям, постоянной настроенности на детский мир. Такое отношение и есть отношение безусловного принятия и признания абсолютной ценности личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные правила семейного воспитания"

основные правила семейного воспитания....

Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...

Консультация для родителей "Семейное воспитание в приобщении ребенка к народной культуре"

Дошкольное отделениеМБОУ "СШ №40"           Консультация для родителей:"Семейное воспитание в приобщении ребенка к народной культуре"...

Консультация для родителей "Семейное воспитание"

Консультация для родителей "Семейное воспитание"...

консультация для родителей "Семейное воспитание"

Семья-это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга м...

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Консультация для родителей "Семейное воспитание".

Семейное воспитание, как основной фактор формирования нравственной основы личности....