Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школе
статья

Насруллаева Наира Курбановна

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школе

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

 

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет — они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности. Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие — познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

Эмоционально — волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов: внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша); внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение). И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Об актуальности развития эмоционально — волевой сферы ребенка говориться и в целевых ориентирах, представленных в ФГОС дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного возраста ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараеться разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Многие современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, пологая, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. А хорошие отметки в школе, в свою очередь — гарантом успешной трудовой деятельности в будущем. Не менее важна и готовность к принятию новой социальной роли — роли школьника. Иными словами, у ребенка должна быть сформирована эмоционально — волевая готовность.

На сегодняшний день мы видим, что многие дети очень хорошо развиты интеллектуально, но эмоционально — нет. Отсюда следуют различные нарушения в эмоционально — волевой сфере — у ребенка, например, появляется страх, агрессия, истерики. Задача работников дошкольного учреждения помочь родителям грамотно построить отношения с ребенком, чтобы преодолеть негативные проявления, нарушения в этой сфере.

Сейчас очень много различной литературы, публикаций на интернет — ресурсах по данной теме, а также форм работы. Мы знаем, что все развитие происходит в деятельности, а чтобы эта деятельность началась, необходим мотив, а для мотива необходимо создать определенные условия. Также не нужно забывать и про алгоритм действий, включающий в себя: постепенный переход от простого к сложному, все должно быть в комплексе и обязательно повторяться из раза в раз для выработки необходимых поведенческих навыков.

При разработке вариативной части программы нашего детского сада мы (педагоги и родители) взяли программу по социально — коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников «Дорогою добра» автор Л.В. Коломийченко. В данной программе есть блок «Человек среди людей» и одним из направлений блока является развитие эмоционально – волевой сферы. Реализуем мы данную программу как в непрерывной образовательной, так и в совместной деятельности, в режимных моментах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalno.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школе

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет — они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности. Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие — познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

Эмоционально — волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов: внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша); внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение). И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Об актуальности развития эмоционально — волевой сферы ребенка говориться и в целевых ориентирах, представленных в ФГОС дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного возраста ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараеться разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Многие современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, пологая, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. А хорошие отметки в школе, в свою очередь — гарантом успешной трудовой деятельности в будущем. Не менее важна и готовность к принятию новой социальной роли — роли школьника. Иными словами, у ребенка должна быть сформирована эмоционально — волевая готовность.

На сегодняшний день мы видим, что многие дети очень хорошо развиты интеллектуально, но эмоционально — нет. Отсюда следуют различные нарушения в эмоционально — волевой сфере — у ребенка, например, появляется страх, агрессия, истерики. Задача работников дошкольного учреждения помочь родителям грамотно построить отношения с ребенком, чтобы преодолеть негативные проявления, нарушения в этой сфере.

Сейчас очень много различной литературы, публикаций на интернет — ресурсах по данной теме, а также форм работы. Мы знаем, что все развитие происходит в деятельности, а чтобы эта деятельность началась, необходим мотив, а для мотива необходимо создать определенные условия. Также не нужно забывать и про алгоритм действий, включающий в себя: постепенный переход от простого к сложному, все должно быть в комплексе и обязательно повторяться из раза в раз для выработки необходимых поведенческих навыков.

При разработке вариативной части программы нашего детского сада мы (педагоги и родители) взяли программу по социально — коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников «Дорогою добра» автор Л.В. Коломийченко. В данной программе есть блок «Человек среди людей» и одним из направлений блока является развитие эмоционально – волевой сферы. Реализуем мы данную программу как в непрерывной образовательной, так и в совместной деятельности, в режимных моментах.

Воспитатели организуют и проводят игры на развитие эмоциональной сферы. Например, игра «Угадай эмоцию». Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих. Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. На одного из детей надевают маску (неизвестную ему), его задача — определить эмоцию на основе подсказок коллектива. В качестве подсказок можно использовать визуальное описание (положение губ, бровей) и ситуативное (эмоция возникает, когда...).

«Мимическая зарядка». Улучшает способность корректно выражать эмоции и делать это в связке с вербальными и невербальными проявлениями, а также активизирует развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. На карточках следует написать или изобразить эмоции (в зависимости от возраста детей) и попросить ребенка показать их в связке со сказочным героем: улыбнись, как Золушка; удивись, как Буратино...

Игры на развитие эмоционального интеллекта:

— «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.

— «Испорченный телефон». Оригинальная игра по развитию эмоционального интеллекта, которую можно проводить с детьми старше 3 лет. Вся «телефонная сеть» закрывает глаза, бодрствующим остается только первое звено. Ведущий показывает ему эмоцию и предлагает передать следующему. Передача осуществляется только мимикой и жестами. После того как действие дойдет до последнего игрока, ведущий, начиная с конца, спрашивает о том, какая эмоция передавалась и почему, сложно ли было понять участника.

То есть игры направлены не только на распознание эмоций, но и на умение правильно реагировать на проявление этих эмоций у людей, сопереживая за кого-то или радуясь чьим-то успехам. Их очень много и все можно найти.

Арт — терапия (терапия искусством) нетрадиционное рисование. Оно помогает ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, стимулирует самосознание и саморегуляцию. Занятия способствуют снижению состояния тревожности, агрессии, повышают самооценку малыша, а кроме того, помогают развить его художественные способности. В ходе такой терапии мы чередуем самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Используем такие формы арт — терапии, как рисование тычками, монотипию (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги — получившийся оттиск и есть результат творчества).

Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).

«Рисунки на спине» — это парная игра: один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен отгадать.

Рисование на световом песочном столе помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось.

Все это интересно ребенку, способствует получению положительных эмоций, избавляет от тревожности, страха, снижает агрессивность, развивает фантазию. Постепенно малыш научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах. Плюс у ребенка развивается мелкая моторика и общий уровень интеллекта.

Сказкотерапия помогает ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем воспитатели и родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа. Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

При чтении художественного произведения, просмотре фильмов или мультфильмов объяснять малышу суть той или иной эмоции, которые испытывают герои, используя доступную для его понимания лексику.

Проведение музыкальных занятий, различных праздников тоже способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка.

Театр и театрализованные игры учат детей различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления. Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние — радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение.

В младшей группе нашего детского сада организован и действует «уголок настроения», где дети при помощи смайликов могут обозначить, какие чувства они испытывают в течение разных режимных моментов пребывания в детском саду.

Подвижные и настольные игры с правилами способствуют развитию волевых качеств. Игра «Да и Нет» также помогает развитию волевых качеств. Суть ее проста — малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь животных?», «Тебя зовут Маша?», его задача — давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».

Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Родители или педагог дают ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просят его найти и вычеркнуть все буквы «А» (символы).

Академия «Монсиков» тоже направлена на развитие эмоциональной сферы. Но пока данную технологию мы только начинаем осваивать.

Все выше перечисленные приемы, формы и методы работы с детьми не дадут положительного результата без взаимодействия с семьей.

С родителями мы организуем родительские собрания, семинары практикумы, консультации, вывешиваем различную нагляднаю информацию по данной теме. Проводим «Дни открытых дверей», на которых родитель может увидеть как ребенок выстраивает отношения со сверстниками, со взрослыми, какие эмоции, чувства показывает ребенок при появлении родителей.

Если говорить кратко, то главное заключается в том, чтобы научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия, то есть учиться делать «правильно» «ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ» — это будет способствовать развитию самодисциплины, подготовке к обучению в коллективе (в школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников....

Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.

В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов,  воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии  от...

Взаимодействие учителя и воспитателя – одно из условий успешного обучения в школе.

В статье раскрываются условия безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу ....

Правильная речь как одно из условий успешного обучения в школе

Хорошая, развитая речь - это основа успешного обучения в школе. Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче он овладеет в школе чтением и письмом....

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...