Как помочь тревожному ребенку?
консультация

Гриненко Елена Николаевна

Как помочь тревожному ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_trevozhnomu_rebyonku.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЁНКУ?

       Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе ив таких, которые к этому не располагают.

Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях.

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки.

 Ежедневная целенаправленная работа: следует обращаться к ребёнку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Желательно,   чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезды недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретных детей.

Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

В детском саду можно поговорить с детьми , сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый  ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о них. Можно сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.  Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимете его до уровня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет  снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то

                                                         

мере успокоит. Очень важно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно и знакомые ситуации и те , которые вызывают тревогу ребёнка «боюсь войны» позволит действовать от имени врага, бомбы, т.е. чего-то страшного , чего боится ребёнок) Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка- роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции. Тревожные дети бояться двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и  сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения.

 Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела. Ещё один  способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого приготовить маски, костюмы. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

Исследования специалистов показывают, что  большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребёнка, поэтому необходимо проводить с родителями разъяснительные беседы, рекомендовать им для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с воспитателем  или психологом.

Советы воспитателю.

  • Необходимо ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим детям.
  • Полезно снизить количество замечаний.
  • Доброжелательное отношение воспитателя поможет тревожному ребенку обрести чувство уверенности, что избавит его от страха насмешки, предательства.
  • Необходима последовательность в своих действиях, нельзя запрещать ребенку без всяких причин то, что было разрешено раньше.
  • Важно учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какое- либо задание, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить его.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

ИГРЫ С ТРЕВОЖНЫМ  РЕБЁНКОМ

КЕНГУРУ

Цель: отработать навыки взаимодействия с партнёром.

Дети делятся на пары. Один ребёнок «кенгуру»- стоит, другой- «кенгурёнок»- сначала встаёт  спиной к нему (плотно), затем приседает. Оба ребёнка берутся за руки. В таком положении, не разнимая рук, пары должны пройти до противоположной стены, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры дети меняются ролями, а затем партнёрами.

Обсуждение:  Дети в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

ПОХВАЛИЛКИ

Цель: повышать самооценку ребёнка, его значимость в коллективе.

Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, причём начав словами:  «Однажды я…». Например: «Однажды я помог товарищу…» или : «Однажды я очень быстро…». На обдумывание задания даётся 2-3 мин, после чего каждый ребёнок по кругу делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в карточке. После того как все дети выскажутся, воспитатель может обобщить сказанное. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но , чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

 ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК.

Цели: Снять мышечные зажимы;

            Развивать тактильные ощущения.

    Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Ланная игра нравится многим детям, но к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать задумки партнёра по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагается модификация данной игры.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с тобой будем рисовать у друг друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал?

РЕБЁНОК: Солнышко. 

Воспитатель мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?

Ребёнок отвечает.

А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым мелком»?

Воспитатель рисует, едва касаясь поверхности тела.

Тебе приятно, когда я так рисую?  А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком?

РЕБЁНОК: Да.

По окончании игры воспитатель нежными движениями руки «стирает» всё, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

 

 ПРАВИЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ.

На начальных этапах работы с тревожным ребёнком следует руководствоваться следующими правилами.

1.Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет её участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, «Кто быстрее?»

3. Если вы вводите новую игру и чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить её на материале уже ему знакомом (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребёнок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребёнком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Как помочь тревожным детям

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемо...

"Как помочь тревожному ребенку"

Консультация для родителей...

«Как помочь тревожному ребенку?»

Для начала хочется разобраться с понятием - что же такое «детская тревожность»? Перед глазами родителей часто возникает образ ребенка с трясущимися руками, сильно нервничающего ...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...