Методическая разработка. Проект "Народная игрушка"
проект (средняя группа)

Янушкевич Наталья Геннадьевна

Приобщение детей к культурному наследию своей страны через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»

Проект

по приобщению детей к культурному наследию

«Народная игрушка»

средняя группа

разработчик:

воспитатель

Янушкевич Н.Г.

Санкт-Петербург

2021


Тема проекта: «Народная игрушка»

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Срок реализации: сентябрь-декабрь

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность: Одним из актуальных вопросов современности является приобщение детей к культурному наследию родной страны, развитие интереса к национальным традициям. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам. Чтобы возродить традиции, нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И дошкольный период – благодатное время для закладки фундамента настоящего гражданина своего Отечества. Дети – залог будущего развития страны, поэтому становление у дошкольников ценностного отношения к Родине, её истории, приобщение к культурному наследию и встает на первое место в дошкольном образовании.

Цель: Приобщение детей к культурному наследию своей страны через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи и предполагаемые результаты:

Направления

Задачи

Предполагаемые результаты

Духовно-нравственное

- Знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры.

- Формировать умение понимать самобытность народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой).

- Побуждать видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

- Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям.

- Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

- У детей наблюдается устойчивый интерес к истории своего народа, к народным промыслам, дети правильно называют предметы быта старины, понимают их назначение.

- Большинство детей правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла.

- У детей развивается художественный вкус, они учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления через творчество.

Гражданско-патриотическое

- Формировать у детей системы элементарных представлений о культуре и истории Отечества.

- Осуществлять преемственность в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры.

- Воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям.

- Подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества.

- Развивать социальную активность детей: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности.

- Дети имеют представление об историческом прошлом России, своей малой Родины;

- проявляют интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;

- понимают необходимость бережного отношения к духовным богатствам родного края, проявление толерантности к людям разных национальностей;

- воспринимают себя частью большой страны.

Экологическое

- Формировать элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

- Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы, и окружающему миру в целом, развивать чувство эмпатии к объектам природы.

- Дети имеют представление о родной природе, бережно относятся к ней;

- формируют умение видеть красоту вокруг себя, соотносить ее с росписью изделий.

- добрые поступки и дела детей подкрепляются осознанием необходимости и правильности такого поведения в целях сохранения природы родного края;

- приобщаются к мировому уровню экологической культуры.

Трудовое

- Сформировать четкие представления о труде взрослых и важности труда в жизни человека.

- Сформировать необходимые для трудовой деятельности навыки, знания и умения.

- Воспитать положительное отношение к трудовой деятельности.

- Дети имеют представление об особенностях жизни и быта русского народа, о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

- У детей воспитывается трудолюбие, умения доводить начатое до конца.

- Дети уважительно относятся к результатам чужого и своего труда;

- повышается самостоятельность, аккуратность, взаимовыручка, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело.

Физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни.

- Создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в сочетании опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий.

- Помочь детям в осознании вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам как стержень развития психологически здоровой личности).

- Направлять совместную работу педагога и родителей на возрождение традиций здорового образа жизни, сохранившихся русским народом.

- У детей наблюдается мотивация к здоровому образу жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья;

- снижается уровень заболеваемости детей.

- Дети приобщаются к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и иных традиций в оздоровление детей.

Приобщение к культурному наследию России

- Формировать патриотические чувства, интереса к истории и культуре русского народа посредством развития творческих навыков.

- Расширять знания о прошлом своего народа, о жизни и быте предков.

- Приобщать к культуре и традициям русского народа, прививать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

- Знакомить с богатым миром народных промыслов России, являющимся источником познавательного, эмоционального и художественного развития детей.

- Дети осваивают доступные знания о жизни, быте и культуре русского народа в историческом прошлом.

- Расширены и углублены знания о русских народных промыслах (росписи, гончарное дело, работа с деревом и пр.).

- Дети осознают важность проявления таких качеств, как трудолюбие, взаимовыручка, храбрость, верность и других, присущих особенным чертам русского характера;

- У детей повышается интерес к истории нашей Родины, к традициям и культурным ценностям русского народа;

- Дети осознают себя частью великого народа, его достойного представителя.

Перспективное планирование

Сроки реализации

Вид деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда

Работа с родителями

Сентябрь

Досуг «В гости к бабушке Агафьи» (знакомство с русской избой, со старинным бытом).

Презентация «Знакомство с матрешкой» (изготовление и роспись).

Рисование «Раскрась матрешку».

Стихотворения, песни и загадки о матрешке.

Сюжетно-ролевая игра «В гости».

Макет русской избы.

Игрушка-матрешка.

Раскраска «Матрешки».

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Гости»

Мастер-класс с родителями «Роспись деревянной матрешки»

Октябрь

Презентация «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» (дудочка, поленница, балалайка, гусли).

Музыкальный досуг «Игра на деревянных музыкальных инструментах».

Лепка «Дудочка»

Аппликация «Балалайка»

Подвижная игра «Раз, два, три, к дереву беги!».

Слушание произведений, исполняющихся на деревянных музыкальных инструментах

Тематический альбом.

Выставка деревянных народных музыкальных инструментов.

Картотека подвижных игр.

Подборка музыкальных произведений

Страничка в тематический альбом «Деревянные народные музыкальные инструменты»

Ноябрь

Беседа о Дымковской игрушке.

Презентация «Путешествие в Дымковскую слободу».

Лепка «Дымковская игрушка».

Рисование «Дымковский узор».

Рассматривание иллюстраций и фотографий.

Выставка «Дымковская и Филимоновская игрушки».

Раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».

Картотека хороводных игр

Мастер-класс «Роспись Дымковской и Филимоновской игрушек»

Беседа о Филимоновской игрушке.

Презентация «Путешествие к деду Филимону».

Лепка «Филимоновская игрушка».

Рисование «Филимоновский узор».

Хороводная игра.

Викторина «Чей наряд?»

Декабрь

Вечер досуга «Игрушки из бабушкиного сундука» (знакомство с лоскутной и тряпичной куклой).

Презентация «Куклы наших предков» (тряпичная, из соломы, из ниток)

Творческая мастерская «Птица счастья».

Пальчиковая гимнастика

Выставка «Тряпичная кукла».

Картотека пальчиковых игр

Мастер-класс «Изготовление тряпичных кукол»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : «Развивающая игрушка своими руками»

демонстрация педагогам ДОУ приёмов и способов изготовления игрушки сумки «Нескучайки» как одну из эффективных форм работы с родителями.Расширить кругозор педагогов в области развивающих игр с  де...

Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...

Методическая разработка "Игра. Игрушки в ДОУ"

Эта методическая разработка будет полезна для воспитателей и инструкторов ФИЗО в дошкольных учреждениях....

Методическая разработка "Дымковкая игрушка"

Вызвать у детей интрес к дымковской игрушке....

Методическая разработка развивающая игрушка + подушка “Черепаха-Кармановна”

Размер: 12x25x35 см. развивающая игрушка + подушка для детей с 3 лет. У черепашки есть много кормашков, закрытых на кнопку, липучку, молнию, пуговицу, шнуровку... Поверхность черепахи делится на семь ...

Методическая разработка «Народная игрушка – Матрешка».

Материал, посвященный знакомству с народной игрушкой Матрешкой, с созданием мини- музея....