Мастер - класс "Игротренинг как инновационная технология в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

 Игротренинг помогает каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вновь встретиться с вами,  зовут меня Ирина Владимировна, и я являюсь руководителем методического объединения младших групп. Тема нашего методического объединения  «Использование игровых технологий в воспитании детей  младшего дошкольного возраста».  На методических объединения в этом году мы будем уделять большое внимание именно, воспитанию младших дошкольников. И это не случайно. Все вы конечно знаете, что с сентября каждое ДОУ реализует рабочую программу воспитания.

Воспитание – это целенаправленный процесс по систематическому формированию личности, с целью её подготовки к активному и плодотворному участию во всех областях жизнедеятельности.

Цель воспитания детей дошкольного возраста – формирование необходимых норм и правил поведения в обществе, привитие любви и уважительного отношения к общечеловеческой культуре.
        

Обучение – это организованный процесс взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого происходит образование человека.

Процесс обучения ребенка дошкольного возраста является целенаправленным, предполагающий получение конкретного образовательного результата.

Обучение детей дошкольного возраста в рамках ДОУ направлено на овладение детьми фундаментальных знаний и умений, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. Воспитатели ДОУ знакомят детей с научными основами, такими как счет,  звуки, представление об окружающем мире и природе и т.д.

Целью обучения детей дошкольного возраста является формирование личности, обладающей необходимыми основами знаний и умений.
         Содержание воспитания направлено на формирование у детей дошкольного возраста системы ценностей и способов общественного поведения. Содержание обучения направлено на формировании системы знаний, умений, навыков и способов практической и познавательной деятельности.
       Таким образом, содержание и воспитания, и обучения направлены на формирование и развитие полноценной личности, что говорит об их взаимосвязи и необходимости единства организации. Кроме того, в настоящее время все активнее в педагогическую лексику входят такие понятия как «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание», что подчеркивает их единство в формировании личности ребенка. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста — единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.

Мастер –класс  «Игротренинг как инновационная технология в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В последние годы современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Сегодня возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…»[17, с.11]. При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в дошкольных образовательных учреждениях.

В наше время мало кто из специалистов, работающих в тренинговом формате, не понимает значения игры, но лишь немногие умеют эффективно ее организовать и сделать союзником своей профессиональной деятельности. Этот парадокс связан с тем, что в этой деятельности ведущему необходимо самому играть, тем самым показывая необходимый пример, и при этом тонко и чутко вести остальных за собой, сохраняя логику и цель игры, а это не так-то легко.

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от знания методики игровой деятельности, профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр, учёта возрастных и индивидуальных возможностей. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;

реальные отношения между играющими.

Существует множество классификаций игр по различным критериям и признакам. Строго говоря, единой классификации не существует: «своя» разработана в дошкольной педагогике, практической психологии.

В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами [13, с. 17].

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.» – писала Д.В. Менджерицкая [13, с. 15].

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

К творческим играм отнесём: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации. Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности. К играм с правилами отнесём подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Участники удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре можно получить не только новые знания, но также обобщает, закрепляет их [13, с 25-30].

Рассмотрим возможности использования игры в образовательном процессе.

  • как средство обучения (учить, играя)
  • как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя)
  • как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя)
  • как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре)
  • как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре)
  • как средство диагностики (раскрываемся в игре).

В процессе игры возникают три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой. Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель – «хочу», то вторая цель игровая задача – существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной необходимости). Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру дошкольник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке [13, с.40-43]. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: а) для освоения темы или содержания изучаемого материала; б) в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в) как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ....

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия.

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия....

Мастер – класс для педагогов по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Поможем ёжикам собрать листочки»

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.Задачи:- Познакомить педагогов с пособием «Фиолетовы...

Инновационный проект "Разноцветное настроение" (Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)

laquo;Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»Б. Г. Ананьев.      Раннее детство - особый период становле...

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Цель: развитие компетентности педагогов в вопросе реализации сенсорного воспитания...