Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
материал

Стегленко Нина Александровна

Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие компетентности педагогов в вопросе реализации сенсорного воспитания  детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:  сформировать у педагогов знания об особенностях  сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста; развивать активность в ходе мероприятия,  продолжать воспитывать толерантность к коллегам в процессе самого мероприятия.

Ход

     Добрый день уважаемые коллеги.  Сегодня я приглашаю Вас стать активными участниками нашего мероприятия, которое  посвящено сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. 

     Маленький ребенок… Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и, наверное, помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон.          Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.  Так глаза обладают природными способностями определять - цвет, форму, величину, пространственные  отношения; ухо – звук; язык – вкус; кожа – внешние качества предмета и температуру, временные  отношения.

     Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Безусловно на протяжение всей своей жизни ребенок  окружен разнообразием форм, красок, величин и других  свойств объектов, таких как игрушки,  предметы домашнего обихода. К тому же его окружает природа с многообразием сенсорных эталонов:  разнообразные запахи, шум, многоцветие  И все это дети воспринимают без целенаправленного воспитания. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому для нас педагогов  сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

Однако тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все больше и больше увлечены просмотром мультфильмов, играм на компьютерах. Родители же в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие стороны их развития, в частности в области сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. 

Исходя из этого, возникла необходимость в подборе и использовании разнообразных форм методов и приёмов для работы с детьми и их родителями по сенсорному воспитанию. Сегодня с некоторыми формами и методами мы с вами познакомимся или вспомним их.

А сейчас я предлагаю вам, учитывая ваш сенсорный опыт, который вы накопили за всю вашу жизнь, начиная с раннего возраста  пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным.  Познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного  возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

Так же  предлагаю  вам вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

     Звучит сказочная мелодия.

Вот я палочкой взмаху –(действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем педагогам  помогу

Доброй феей буду!

Поскорей вставайте  в круг,

Глазки закрывайте.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки,

(раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

    Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково».

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

***

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

***

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

***

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции  предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.

Игра «Разложи по коробочкам».

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Предложить разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом.

А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

Звучит музыка, паровоз едет дальше.

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез!

2. Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (круг)

***

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

***

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

***

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они (квадраты)

***

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Найди такую же фигуру».

Педагог показывает геометрическую фигуру, участники находят и называют предмет в их окружении.

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию обонятельную

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит.

3. Станция "Следопыты"

Узнай по запаху 

Три  мешочка, с наиболее знакомыми запахами, например кофе, апельсин, мята. Вспомнить  их названия и назвать запах.

ВКУС: Игры для голодных. Поставьте на стол несколько тарелочек с разными продуктами – чем-то сладким, соленым, густым, кислым. По вашему выбору. Дайте детям сначала посмотреть, что на столе. Потом одному из них завяжите глаза. Другие дети будут выбирать тарелочку и давать ее на дегустацию. Водящему надо отгадать, что он ест.

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

     Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры,  купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми).

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

    С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Звучит сказочная мелодия.

Вот я палочкой взмахну –

(действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Поскорей встали в круг,

Глазки закрываем.

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Рефлексия.

- Уважаемые коллеги, мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии

- Прошу оценить нашу встречу.

Прошу в корзинку опустить фишки: красный круг, если вам не понравилась наша встреча и ни чего нового вы для себя не узнали, если вам понравилась наша встреча, но осталось много не решенных вопросов то – синий квадрат, и если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите - зелёный треугольник.

Домашнее задание  изготовить игру для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может помочь в организации планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младших возрастных групп. В работе представлен: теоретический материал по данному вопросу, практическая час...

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕГЛАВА 1  Теоретическое  обоснование  сенсорного  развития  детей  в  младшей  группе:...

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...

Мастер – класс для педагогов по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Поможем ёжикам собрать листочки»

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.Задачи:- Познакомить педагогов с пособием «Фиолетовы...

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Цель: развитие компетентности педагогов в вопросе реализации сенсорного воспитания...