Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования
статья

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен был стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделированияМоделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12-.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен был стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделированияМоделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

В процессе использования метода наглядного моделирования предлагается вводить понятие о графическом способе изображения действия различных рассказов.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, коричневый овал – собака и прочее.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и прочее).

В качестве символов-заместителей при моделированиитворческих рассказов используются:

• предметные изображения, картинки;

• силуэтные изображения;

• геометрические фигуры.

Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка обеспечивает последовательность его рассказа. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:

• усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или cхематическими изображениями;

• развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделированияс коротких русских сказок«Маша и медведь»«Три медведя»«Белка и волк» Л. Н. Толстого, «Галка и кувшин»«Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева.

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки воспитатель использует различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.

На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть. каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

Кроме этого, пересказ можно осуществлять с помощью графических схем.

Я читаю детям какой-либо рассказ и прошу его пересказать. Как правило, дети ограничиваются лишь называнием персонажей. Тогда предлагается составить рассказ по графической схеме – имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.

Метод наглядного моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.

В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосо-четание. По части речи это существительное или местоимение,и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства

и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилага-тельные или причастия,отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы,отвечающие на вопрос: что делает? что делают)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Дидактический синквейн можно использовать как диагностический

инструмент, дающий учителю-логопеду возможность оценить уровень

усвоения ребенком пройденного материала.

- Дидактический синквейн способствует развитию неречевых высших психических функций – мышления, внимания, памяти, т. е. носит характер комплексного воздействия.

- Применение данного метода помогает создать условия для творческого развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

- Обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...

"Развитие речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

Особое значение в дошкольный период приобретает знакомство с художественной литературой. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью. условием её развития и совершенствовани...

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской ре...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух...

Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художествен...