Конспект занятия «Как живут наши пернатые друзья» (в старшей группе.)
методическая разработка

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц, отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Материал. Презентация. Картины леса и городского пейзажа с птицами. Карточки с заданиями: «Узнай по клюву»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-metodicheskaya_razrabotka.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект занятия «Как живут наши пернатые друзья» (в старшей группе.)

Как живут наши пернатые друзья

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц, отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Материал. Презентация. Картины леса и городского пейзажа с птицами. Карточки с заданиями: «Узнай по клюву»

Ход занятия.

Слайд 2-3. Сюрпризный момент. Звонок по скайпу. Знакомство с попугаем Какаду.

- Привет, ребята! Я попугай Какаду, живу в Африке. Я узнал, что в мире есть страны, где бывает холод и снег. Но что это такое – я не знаю. Собираюсь в путешествие, чтобы найти новых друзей. Не могли бы вы мне рассказать о вашей зиме и познакомить меня с птицами, которые не боятся холода.

Воспитатель. Готовы ли вы, ребята, помочь нашему новому другу? Что же такое зима?

Дети помогают и объясняют попугаю, что зима — чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений, веселый праздник — Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться и приготовить пищу.

Воспитатель. А как же зимуют наши младшие друзья птицы? Чем мы им можем помочь в это трудное время? Об этом и еще о других интересных фактах из жизни зимующих птиц мы и поговорим сегодня. Мы приглашаем попугая Какаду оставаться с нами на связи.

Слайд 4. К нам на кормушку прилетели птицы. Посмотрите, все ли здесь правильно? Найдите и исправьте ошибку. Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму. Как зовут этих птиц. (Дети называют птиц, объясняют свой выбор.)

Почему улетели другие птицы? (Ласточка, мухоловка, зарянка).

- Птицам зимой выжить непросто. Остаются те, которые способны переносить холод. Но это совсем не главная причина. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах.

- Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими воробьями и больше летают около жилья.

Но большинство птиц все же живет в лесу.

Слайд 5. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Такие птицы называются растительноядными. Слайд 6. (Клест, свиристель, чиж.) (Рассматривание клюва).

Слайд 7. Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми.

Слайд 8. (Поползень, синица, дятел, пищуха.) Такие птицы называются насекомоядными. (Рассматривание клюва).

Слайд 9. Есть еще птицы хищные. (Рассматривание клюва)

Слайд 10. Как вы думаете, почему у птиц разные клювы? Рассуждения детей.

Слайд 11-12. Д/и «Узнай по клюву» (Индивидуальная работа за столами)

Игра «Что умеют делать птички?» - слова-действия.

П/муз. игра «Птички».

Ребята, у нас есть еще несколько заданий, выполняя которые, мы поможем нашему другу Какаду продолжить знакомство с зимующими птицами нашей страны.

Слайд 13. Д/и «Четвертый лишний»

Слайд 14 – 18. Д/и «Узнай время года по действиям птиц»

Воспитатель. Зимующие птицы летают очень мало, по сравнению с летом и весной. Это объясняется тем, что при отрицательных температурах, они мерзнут в полете.

Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету».

Слайд 19. Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

Слайд 20. А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Слайд 21. Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность. Да и согреваются птички, прижавшись друг к другу.

Музыкальная игра «Птицы и метели»

А как ещё птицы спасаются от холода?

Слайд 22. Тетерева, рябчики, глухари и куропатки спасаются от холода в глубоком снегу. Вечером стая с деревьев камнями падает в сугроб и прячется в нём от ветра и мороза. А утром взлетает, чтобы снова кормиться почками и хвоей. В сильные морозы стая может весь день оставаться в снегу. Но и в сугробе птиц может подстерегать опасность, если на нём образуется твёрдый наст, и птицам не хватит сил, чтобы пробить его и выбраться наружу.

Слайд 23. Некоторых птиц долгая зима заставляет делать солидные запасы. Так кедровка запасает кедровые орехи. Она делает в укромных местах десятки тысяч закладок орехов по 10–20 штук и помнит о них несколько месяцев! Конечно, часть запасов, разворовывают другие обитатели тайги от бурундуков до медведей, иногда забытые «клады» прорастают, дают начало новым рощам сибирской сосны.

Слайд 24. Есть птица, которая настолько приспособилась к условиям зимы, что даже выводит зимой птенцов. Это клёст. В нашей стране обитает клёст-еловик. Эти птицы питаются семенами из шишек хвойных деревьев, ловко извлекая их из шишек скрещённым клювом. В январе-феврале они начинают вить тёплые двухслойные гнёзда. Сидящей на гнезде самке пищу приносит самец, она высиживает яйца чуть больше двух недель, а потом ещё родители три недели кормят птенцов.

Слайд 25. Шумно перелетают с одного дерева рябины или мелкоплодной яблони на другое стайки ярких снегирей и свиристелей. На снегу под деревьями остается множество расклёванных ягод. Перезревшие ягоды во время оттепели могут забродить, тогда птицы, наевшись их, ведут себя как пьяные. Они теряют ориентацию, бьются о стены и падают.

Сегодня мы с вами узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Слайд 26. Ну что ж, я думаю, что наше занятие помогло попугаю Какаду узнать о зиме, о жизни птиц в холода и морозы. Мы приглашаем его к нам в гости. Здесь в наших краях он сможет найти много новых друзей.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НАШИ ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

учить детей рисовать снеговика нетрадиционной техникой рисования «печатками из картофеля»;учить передавать в рисунке строение дерева - ствол и ветки разной длины (кистью);учить правильно, располагать ...

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....

Конспект занятия на тему «Наша армия родная» в старшей группе.

Цель: познакомить детей с названием 4 видов вооружённых сил, в которых может нести службу солдат, учить высказываться предложениями, делать простейшие выводы, пополнять литературный багаж пословицами,...

Конспект занятия на тему "Наши пернатые друзья"

Цель: создание условий для систематизации знаний воспитанников  о зимующих птицах.Задачи:Обучающие: -познакомить с характерными особенностями птиц (цвет, части тела);-научить раскрашивать силуэт ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.Задачи:1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.2. Развивать логическое...

конспект занятия по речевому развитию "Мои друзья" в старшей группе "Красная шапочка"

Занятие  по речевому  развитию "Мои друзья" в старшей группе "Красная шапочка"...

Конспект занятия по лепке «Наша планета Земля» в старшей группе

Цель: Познакомить детей с глобусом — моделью земного шара, дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и...