Родительское собрание Тема: «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
консультация

Гречанова Галина Александровна

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Здравствуйте уважаемые родители.

Считалки для выбора председателя и секретаря нашего родительского собрания

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

 

На дрожжах поставим тесто,

Потеплей поищем место!

Тесто, тесто подходи!

Пекарь, пекарь, поводи!

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

 

Сегодня я бы хотела поговорить с вами об условиях успешной адаптации детей к детскому саду. В первую очередь хочу сказать, что представляю ваши мысли, наверняка вы все волновались, а многие и до сих пор волнуются о том, как проходят первые дни, недели прихода малыша в садик. Не стоит сильно переживать, к тому же ваше спокойствие очень важно сейчас для самого ребенка. С детьми нужно прощаться спокойно и уверенно, если они видят, что родитель сам боится, то им становится еще страшнее и хуже, а если родитель сам спокоен, то и ребенок довольно быстро успокаивается. Итак, что же надо делать, что бы процесс адаптации ребенка к детскому саду проходил безболезненно не только для ребенка, но и для вас, родителей?

 

Во-первых, что такое адаптация?

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.

         Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;

         Психолого-педагогический – составляется воспитателем группы через наблюдение за психо - эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение первых 10 дней.

 

Адаптация является активным процессом, приводящим к:

 

Позитивным результатам (адаптированность)

         При этом выделяются критерии успешной адаптации:

Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)

Негативным (стресс)

         В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и страхом новизны. Поэтому, поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

 

Факторы, от которых зависит течение адаптации:

 

1. Возраст ребенка

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития

4. Умение общаться со сверстниками

5. Сформированность предметной и игровой деятельности

6. Приближенность домашнего режима к режиму ДОУ

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.

 

Существуют три типа адаптации: легкая адаптация

                                                               адаптация средней тяжести

                                                               тяжелая адаптация.

 

Период легкой адаптации длится 1-2 недели.

У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести

нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к саду длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации.

Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от пищи. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

 

Одно из самых главных условий успешной адаптации и ребенка и всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.

 

Вот некоторые рекомендации родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

 

1. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Обязательно сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребенка

4. Если вы видите, что малыш начинает заболевать, лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

6. Не перегружайте ребенка новой информацией

7. Рассказывайте ребенку про детский сад только хорошее и никогда не пугайте детским садом.

8. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства и растерянности.

9. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет, напоминающий о доме.

10. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из сада.

11. После детского сада погуляйте с ребенком, дайте ему возможность подвигаться, поиграть, побегать.

12. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

13. Будьте терпеливы.

 

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.

Советы родителям

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению. Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.

1. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.

Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

2. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу - это адаптироваться к новым условиям.

3. Еще одна ошибка родителей – это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

4. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителям.

Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже ни так много внимания как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

 

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

•хороший аппетит;

•спокойный сон;

•охотное общение с другими детьми;

•адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

•нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному. Но привыкание к детскому саду – это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.

Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!

 

Основные цели во время адаптационного периода детей.

1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 
2.Формирование чувства уверенности в окружающем. 
3.Обучение навыкам общения со сверстниками.


         Чтобы не осложнять адаптационный период, у малыша должен быть чёткий режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада. Я настоятельно рекомендую его придерживаться. Он разработан медиками и педагогами с учётом всех возрастных особенностей. 
Главная задача у нас воспитателей - увлечь и заинтересовать ребёнка, возбудить желание придти в группу снова. Во время ухода малыша домой нужно помочь ему зафиксировать в сознании, что мама как обещала, пришла за ним, а он очень весело и интересно поиграл. В первые три дня, ребёнок находится в группе час - полтора, чтобы не перегружать его психику обилием новых впечатлений. Далее длительность пребывания малыша в группе корректируется индивидуально, в зависимости от его психо - эмоционального состояния.

Отдельно стоит отметить, что некоторым мамам стоит  покормить ребёнка завтраком дома, а далее день идёт по режиму.

У некоторых детей, достаточно длительное время корректируется приход и уход домой, это связано с особенностями ребёнка или с тяжёлой степенью адаптации, а также предлагается дома маме с ребёнком выбрать игрушку с которой он завтра придёт в группу. Игрушка, в этот момент является «кусочком своего дома» с ней не так страшно и более безопасно. Игрушку можно прижать к себе, поиграть, показать взрослому и детям. А для меня это ещё одна ниточка, которая поможет расположить к себе ребёнка. Найдя нужные слова для любования игрушкой и показ игровых действий с ней, а также это просто тема для беседы.

Немаловажно подготовить вас родителей к тому, что ребёнок в период адаптации очень подвержен к заболеваниям ОРВИ. Этому способствует увеличение контактов с новой микрофлорой, напряжённое психоэмоциональное состояние детей. Ведь разлука с близкими и смена обстановки для малыша - стресс. Если ребёнок часто болеет, то адаптация может очень затянуться. Ведь малыш, просидев несколько дней дома, отвыкает от сада. И даже адаптировавшись, может начать снова испытывать дискомфорт и напряжённое психоэмоциональное состояние. Если такое происходит, то в первые дни после болезни ребёнка, необходимо проводить всю адаптационную работа заново.  Увидев положительные тенденции, малыша можно снова ввести в нормальный режим группы.

Когда ребёнок начинает спокойно заходить в группу, нормализуется аппетит - это верный показатель того, что ребёнка можно оставлять на дневной сон. Но за несколько дней мы «знакомим» малыша с кроваткой, показываем, как спят другие дети, как мы их укладываю спать. И обязательно предупреждаю о том, что надо сказать ребёнку: «Сегодня ты будешь отдыхать в детском саду». Я не случайно употребила слово «отдыхать», так как знаю, что слово «спать» очень пугает многих детей. А слова «отдыхать», «полежать», «познакомиться с кроваткой», воспринимаются малышами обычно более спокойно. 

Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной                 атмосферы в группе.


         Игры увлекают малыша и помогают успокоиться. Как вы видите, на открытых полках стоят наборы игрушек из разных материалов: кубики, уточки, машинки, посуда, куклы. Большой выбор резиновых игрушек - пищалок, позволяет не только развлечь малыша, но и развивать мелкую моторику, звукоподражание. Есть в группе ещё любимые игрушки: колечки пластмассовые, разного цвета и размера и формы, из которых мы строим пирамидки. Ещё одна любимая игра «Кубик на кубик» с изображением животных («Звери разбежались»).  Такие игры с монотонными движениями успокаивают малыша, а также доставляют радость и формируют умение играть рядом, а также строит дружеские отношения между детьми. Потому что в процессе адаптации дети находятся рядом, но они еще не вместе. Нельзя обойти вниманием подвижные игры, которые помогают малышам развеселиться и начать осваивать основные виды движения. Вся работа строиться по четырём направлениям:

1.Игровое взаимодействие.

2.Развиваем движения.

3.Формируем эмоциональную отзывчивость.

4.Играем и строим.

Мы часто занимаемся  с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом.

Также в период адаптации каждый день я провожу игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю постепенно, чтобы не было перенасыщенности среды, которая также вредит малышу, как и скудность.

Ну и конечно, каждодневно читаю и рассказываю русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки, ладушки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.

Зелёная гамма растений в «зеленом уголке» благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Малыши с интересом рассматривают цветы, их листочки: размер и формы листьев.

В кукольном уголке мы вместе с малышами создаем игровые ситуации: «Напоим куклу Машу чаем», «Уложим Куклу Наташу отдыхать», «Научим Петю правильно обуваться».  На период адаптации цель использования кукольного уголка очевидна - возбудить желание совершать игровые действия с атрибутами. В уголке куклы одеты в одежду разных цветов посуда подобрана с учётом цвета и размера; также наличие баночек и бутылочек, разнообразного цвета, размера и формы позволяет малышу развивать мелкую моторику и обогатить сенсорный опыт.           Те же цели и задачи выполняет строительный уголок. Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка. Размер уголков  варьируется в зависимости от того, сколько в группе девочек и мальчиков; или в зависимости от предпочтений детьми той или иной зоны игры.

Слушание музыки на музыкальном занятии позволяет малышу расслабиться, успокоить нервную систему, а также развеселиться и потанцевать. Если я начинаю танцевать, дети замирают, даже те, кто громко плакал, а потом многие присоединяются к танцу, через две-три минуты большая часть малышей радостно улыбается и готовы играть в более спокойные игры. Пение песен музыкальным руководителем, музыкально-ритмические игры очень заинтересовывают малышей. Конечно, ведь очень редко кто из них мог увидеть и услышать такое! А когда в ручки попадают разнообразные музыкальные инструменты - радости нет предела, да и шуму тоже! Слёзы пропадают без следа!

Ну и не маловажны разговоры с малышом в этот период. Говорить мне приходится много, ведь человечку, переступившему первый раз порог детского сада, многое непонятно. Поэтому все свои действия и указания педагог должен объяснить ребёнку. Малыш должен привыкнуть не только к обстановке, но и к новым требованиям. А чтобы это происходило быстрее и легче, на мой взгляд, ребёнок должен понимать, почему так, а не иначе нужно сделать, «сейчас пойдём мыть ручки, потому что мы будем кушать». Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

Консультация для родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"

Подготовительная информация для родителей детей раннего возраста перед посещением дошкольного учреждения...

Родительское собрание. Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ"

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...