Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр
консультация

Татьяна Викторовна Якимова

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения дошкольников

посредством игр

                Дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности. В начале жизненного пути ребёнок ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребёнка от разных опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление у малыша о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасности.

Как известно – ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно в ней дети соотносят своё поведение с образцом поведения принятым в обществе, анализируют свои поступки и поступками окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности. Именно поэтому, игра и игровая деятельность является мощным педагогическим инструментом для формирования у ребят –дошкольников чувственного опыта, который может помочь им в различных жизненных ситуациях, порой даже - очень опасных!

Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, а так же сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Через игровую деятельность можно познакомить ребёнка с необходимыми действиями в случае непредвиденных ситуаций. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Применение игровых атрибутов вызывает у ребёнка желание играть, активизирует его психические процессы.

Одно из средств решения формирования безопасного поведения у детей является дидактическая игра.При помощи её появляется возможность обучать маленьких детей в интересной для них деятельности. Потому что дети играют, не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих и для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения она предназначена.

Предлагаю Вашему вниманию несколько дидактических игр по правилам безопасного поведения ребёнка:

«Умные стрелки»

Цель: учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

Ход игры: ведущий поворачивает короткую стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. Поворачивают длинную стрелку к карточке с названием знака. Другой вариант: Ведущий читает название знака и подводит к нему длинную стрелку, а игроки ищут соответствующий знак и подводят к нему короткую стрелку. Можно устраивать соревнования трех команд, давая каждой свое задание.

«Светофор»

Цель: закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах.
Ход игры:ведущий раздаёт детям круги разного цвета.Последовательно переключает огни на светофоре, а дети показывают соответствующие круги и объясняют, что означает каждый цвет.

«Собери дорожные знаки»

Цель: закрепить знания детей дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.

Ход игры: во время знакомства с игрой необходимо детально рассмотреть знаки, классифицировать их на подгруппы и определить, что они обозначают. После этого дети выбирают себе дорожный знак и собирают их из составных частей. В дальнейшем задачу можно усложнить, убрав готовые дорожные знаки. Дети по памяти собирают дорожный знак, рассказывают, что он обозначает, и сверяют с образцом.

Такие дидактические игры помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

«Назови огнеопасные предметы»

Цель:учить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара; расширять и уточнять представление детей о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление.
Ходигры:дети рассматривают объемные картинки, на которых изображены огнеопасные и просто опасные предметы. Нужно убрать картинки с изображением предметов, которые не представляют угрозы возникновения пожара. Дети рассказывают об осторожном использовании пожароопасных предметов.

Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать у детей чувственный опыт безопасности. Проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.

«Какие предметы несут опасность»

Цель:закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Ход игры:перед детьми разложены карточки с изображением разных предметов и цветные карточки в форме круга.Изображение «опасного» предмета предлагается положить на красный круг и рассказать, чем этот предмет может быть опасен. Те предметы, которые «не опасны» нужно положить на зеленый круг. Ребенку необходимо дать пояснения, чем опасен данный предмет.

«Какие предметы безопасны в быту»

Цель: закрепить представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи. 

Ход игры: предложить ребёнку выбрать те предметы, которыми можно играть; предложить объяснить, почему нельзя играть остальными.

Основная цель таких игр - тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья и научить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

«Выбери съедобные грибы»

Цель игры: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

«Будь осторожен в природе»

Цель игры: закрепить представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.

«Можно и нельзя»

Цель: закрепить представления детей младшего возраста об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними на природе.

Цель игры:в начале педагог знакомит детей с каждой опасной ситуацией, которая может произойти с ними на природе. Рассказывает о том, что в лесу растут грибы и растения, они могут быть ядовитые, их нельзя трогать. Дети рассматривают иллюстрации, обсуждают ситуации, которые могут возникнуть. Далее детям предлагаются прищепки двух цветов, которые они должны прикрепить на соответствующую картинку. Зеленый цвет – можно, оранжевый – нельзя. 

Очень интересна для малышей игра-путешествие «Прогулка в лес», которая может проводиться в группе или на игровой площадке. Во время её обыгрываются опасные ситуации в лесу, формируются правила поведения в природе, дети знакомятся с растениями, грибами, насекомыми, дикими животными и птицами.

«Огонь – друг, огонь – враг»

Цель: формировать представление о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём
дети должны расположить картинки на карточке – в нужное место.

«Что поможет пожарному потушить пожар»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход: игры:ребёнку предлагается набор предметных картинок, способствующих пожаротушению, и не являющимися таковыми. Из разнообразия картинок необходимо выбрать те, которые помогут потушить пожар.

«Сложи картинку»

Цель: закрепить знания о пожарной технике. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 10 частей картинку с изображением пожарной машины.
Такие игры помогают лучше усвоить правила пожарной безопасности.

                

«Как ты поступишь?»

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Ход игры:сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных.

«Если чужой стучится в дверь»

Цель: закрепить знание детей о правилах как  вести себя в ситуациях с незнакомым человеком.

Ход  игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

«Знаешь ли ты?»

Цель: закрепить знания детей  о телефонах служб спасения.

Ход игры: в игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки.

«Азбука безопасности»

Цель:формировать у детей знания о правилах безопасного поведения в доме, на улице, на природе.

Ход игры: в игре участвует 2 человека.Дети по очереди кидают кубик, затем передвигают свою фишку. Ребенок, рассмотрев внимательно картинку, на которой он остановился, рассказывает какая опасная ситуация изображена и как её можно избежать. Если ребенок ответил правильно, то может продолжать свой ход, а если не смог ответить, то пропускает ход.        

Образовательную ситуацию можно провести в форме игры-путешествия или игрового квеста во всех видах безопасности.

       В заключении хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Поэтому, основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр» Подготовила: Якимова Т.В.

Слайд 2

Цель: формирование основ безопасного поведения дошкольников. Задачи: 1) Формировать у детей: первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе ; первичные представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; э лементарные представления о правилах безопасности дорожного движения ; самостоятельность и ответственность за свое поведение. 2) Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать. 3) Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности. «Самое дорогое у человека - это жизнь » Н . А. Островский.

Слайд 3

«Учим дорожные «знаки » «Собери знак» «Светофор» « Безопасное поведение на дороге»

Слайд 4

«Безопасность в быту»

Слайд 5

«Можно - нельзя» «Выбери съедобные грибы» «Будь осторожен в природе» «Безопасное поведение в природе»

Слайд 6

«Огонь – друг, огонь – враг» «Сложи картинку» «Что поможет пожарному потушить пожар» «Безопасное поведение при пожаре»

Слайд 7

«Как ты поступишь ?» «Если чужой стучится в дверь» « Знаешь ли ты?» «Азбука безопасности» «Безопасное поведение с незнакомыми людьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр»

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр.

Доклад к семинару "Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр" для педагогов....