Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ботнарчук Алена Ивановна

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации. Для того чтобы охарактеризовать следующие из обозначенных выше понятий, рассмотрим общую схему, описывающую действие механизма исследовательского поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issl_poved.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ботнарчук А.И.

воспитатель первой

квалификационной категории

ГБДОУ№26

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

 Тема: Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев.

  Содействовать ребенку в становлении исследовательской позиции необходимо с дошкольного возраста, т. к. именно в это время закладываются основы понимания мироустройства, происходит осознание своего положения в мире, поведение становится произвольным и сознательно управляемым (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.).
   Возрастающее внимание современной психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с миром, используя старые поведенческие модели.

      Под исследовательским поведением мы понимаем поведение, направленное на поиск и приобретение информации из внешнего окружения (А.Н. Поддьяков). Развитие исследовательского поведения имеет биологические, социокультурные и личностные детерминанты (В.С. Мухина, А.С. Обухов). Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира (И.П. Павлов, П.Я. Гальперин). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

    В фундаменте исследовательского поведения – психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива – двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности – безусловный рефлекс, получивший наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс что такое?»

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации. Для того чтобы охарактеризовать следующие из обозначенных выше понятий, рассмотрим общую схему, описывающую действие механизма исследовательского поведения.

     

      Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях не определенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизма его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.

 Следует отметить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путём выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственные исследования, наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». В связи с этим современная психология интенсивно изучает механизмы функционирования исследовательского поведения. 

Важно отметить, что исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок», а может быть и более конструктивным, сознательным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Но в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности — деятельности исследовательской.

     

 

       Более продуктивный подход к выявлению уровня овладения исследуемого объекта предложен психологом А.Деметроу. Решая проблему оценки исследовательских способностей, он предлагает ввести понятие каузально-экспериментального мышления. Под ним понимается мышление, направленное на выявление причинных связей во взаимодействующих структурах посредством экспериментирования. Основными компонентами каузально-экспериментального мышления, по его утверждению, выступают:

  • комбинаторные способности;
  • способности по формулированию гипотез о возможных причинных отношениях;
  • способности строить планы многофакторных экспериментов, направленных на проверку выдвинутых гипотез;
  • способности конструирования объяснительных моделей [Цит. по: Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000, с. 71].

Изучение исследовательских способностей детей может успешно осуществляться в ходе наблюдений. Наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:

  • умение видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • умения и навыки проведения экспериментов;
  • умение делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

По ним вполне можно оценивать весь комплекс составляющих, требуемых в ситуациях исследовательского поведения. На эти критерии следует ориентироваться и при решении задачи развития исследовательских способностей.

  Таким образом, анализируя исследования учёных, касающихся сущности исследовательского поведения, можно отметить, что оно связано с получением новой информации об окружающем. Общее в понятиях «поведение» и «исследовательское поведение» то, что они предполагают практический контакт с окружающим миром, способствуют сохранению жизни и развитию в условиях изменчивого мира. Наличие компонентов в исследовательском поведении (субъект, объект, цели, средства и так далее) говорит о том, что исследовательское поведение сложное психическое образование, требующее углубленного изучения и развития в различных видах деятельности. 

     Процесс развития изначально представляется как процесс саморазвития. Рассматривая онтогенез исследовательского поведения, следует рассмотреть вопрос о взаимозависимости развития исследовательского поведения и развития мышления в онтогенезе.

     Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных является идея, утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

     Согласно этим представлениям первоначально ребёнок (один – три года) решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом (наглядно-действенное мышление), и только позже в среднем дошкольном возрасте он приобретает способности оперировать образами (наглядно-образное мышление), а затем символами и отвлечёнными, обобщёнными понятиями в старшем возрасте (словесно-логическое мышление).       Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребёнка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.

     В раннем детстве закладываются основы исследовательского поведения. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте и практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий этап, в ходе которого использовались различные диагностические методы: наблюдения, беседы, опросы, анализ результатов деятельности дошкольников, полученные результаты которых интерпретировались с опорой на выделенные критерии, показатели и уровни сформированности познавательно-исследовательской деятельности и исследовательского поведения . Это позволило дифференцировать детей на три группы и в дальнейшем выстраивать работу с детьми с учетом уровней сформированности познавательно-исследовательской деятельности, что повысило результативность работы по данному направлению.

       В старшем дошкольном возрасте основными видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление не заменимо во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи в процессе практической деятельности или реального экспериментирования. Например, в ситуациях исследовательского поведения. Когда мы последовательно, действуя практически, проверяем те или иные предположения (гипотезы). А наглядно-образное мышление помогает достроить картину события, делая её пусть не всегда ясной, но полной и завершённой.

     Обобщая исследования различных авторов (Поддьяков Н. Н., Савенков А. И.), изучающих исследовательское поведение, выделим для наглядности в таблице 1 основные показатели и уровни развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.
                                                                                                             Таблица 1
Основные показатели и уровни развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста


Уровень развития исследовательского поведения


Показатели развития исследовательского поведения




Высокий

- внимательность;

- сосредоточенность;

- быстрота, точность действий, движений;

- умение доводить начатое дело до конца самостоятельно;

- активность;

- умение задавать вопросы познавательного характера самостоятельно;

- любознательность, познавательный интерес;

- умение классифицировать, обобщать, систематизировать самостоятельно;

- умение выдвигать гипотезы, делать предположения самостоятельно;

- умение делать выводы, умозаключения самостоятельно;
- общительность;

- умение наблюдать, наблюдательность.




Средний

- внимание не устойчиво (легко отвлекаются);
- неусидчивость;
- нерасторопность, действия, движения неуверенные;
- умение доводить начатое дело до конца с небольшой помощью взрослого;
- безынициативность;
- умение задавать вопросы  познавательного характера с небольшой помощью взрослого;
- слабый познавательный интерес;
- умение классифицировать, обобщать, синтезировать с небольшой помощью взрослого;
- умение выдвигать гипотезы, делать предположения с небольшой помощью взрослого;
- умение делать выводы, умозаключения с небольшой помощью взрослого;
- неразговорчивость;
- умение наблюдать не длительное время.




Низкий

- невнимательность;
- быстрая утомляемость;
- медлительность, неточность действий, движений;
- умение доводить начатое дело до конца с помощью взрослого;
- пассивность;
- умение задавать вопросы с помощью взрослого или отсутствие каких-либо вопросов познавательного характера совсем;
- отсутствие познавательного интереса;
- умение классифицировать, обобщать, синтезировать с помощью взрослого;
- умение выдвигать гипотезы, делать предположения с помощью взрослого;
- умение делать выводы, умозаключения с помощью взрослого;
- с трудом идут на контакт;
- отсутствие наблюдательности.

Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?

    Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

    Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.

Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.

               Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».

В результате анализа литературы мы смогли определить показатели исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют направление опытной работы. В таблице 1 представлены показатели, критерии, уровни сформированности исследовательской деятельности и методы отслеживания.

Таблица 1

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формули-рование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.

Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.

Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или нет результата, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий этап, в ходе которого использовались различные диагностические методы: наблюдения, беседы, опросы, анализ результатов деятельности дошкольников, полученные результаты которых интерпретировались с опорой на выделенные критерии, показатели и уровни сформированности познавательно-исследовательской деятельности и исследовательского поведения . Это позволило дифференцировать детей на три группы и в дальнейшем выстраивать работу с детьми с учетом уровней сформированности познавательно-исследовательской деятельности, что повысило результативность работы по данному направлению.

Уровни сформированности исследовательской деятельности:

- низкий уровень – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;

- средний уровень – 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;

- высокий уровень – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

       Опытно-экспериментальная деятельность была начата в 2013 году с детьми раннего возраста 2-3 лет группы №1, во время мониторинга был выявлен высокий процент интереса к предметной деятельности детей.   При переводе детей в младшую группу №4 ,педагоги и специалисты нашего ДОУ  внедрили  дополнительные  программы  « Хочу всё знать» …. и способствовали развитию исследовательской деятельности и исследовательского поведения , дети были поделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную (  по 12 детей  ), с детьми из экспериментальной группы работали  психолог и воспитатели по основной и экспериментальной программе , с детьми из контрольной группы работали только  по основной образовательной  по программе ГБДОУ №26…. В  апреле  2016 года была проведена  диагностика  уровней  овладения детьми старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности (2013-2016 гг.) в эксперименте участвовали 24  ребёнка.

 

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2013г

2016г

2013г

2016г

2013г

2016г

http://www.bestreferat.ru/images/paper/19/92/8089219.pngКонст. контр.

эксп. эксп.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/19/92/8089219.pngКонст. контр.

эксп. эксп.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/19/92/8089219.pngКонст. контр.

эксп. эксп.

1. Умение формулировать проблему.

9,5%

23,8%

42,9%

66,6%

47,6%

9,5%

2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

14,3%

23,8%

14,3%

57,1%

71,4%

19%

3. Умение формулировать и задавать вопросы.

14,3%

34,3%

70,4%

57,1%

14,3%

9,5%

4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать.

14,3%

23,8%

71,4%

66,6%

14,3%

9,5%

5. Умение делать выводы и умозаключения.

9,5%

14,3%

38%

57,1%

52,4%

28,6%

6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента.

1%

14,3%

27,5%

52,4%

71,4%

33,3%

Таким образом, анализ контрольного этапа эксперимента показал, что комплекс развивающих  упражнений ,  игр, экспериментов   и педагогических ситуаций  на формирование исследовательской деятельности у старших дошкольников и коррекционная работа были составлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

     В результате постоянной работы педагогического коллектива и родителей по обновлению содержания образования, поиску новых форм и методов организации  образовательного процесса, внедрению инновационных форм и методов работы у воспитанников в период с 2013 по 2016гг значительно повысился уровень познавательных способностей, исследовательского поведения , уверенность в собственных силах, мотивация к школьному обучению, расширился кругозор. 

Реализуя  исследовательское  обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

     

Результаты анкетирования родителей (2013учебный год) показали, что 88% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка. Принимали на уровне тактильных исследований, экспериментальной деятельности.

Результаты анкетирования родителей на начало 2015 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров.

Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям. Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника, коллектив дошкольной ступени стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

презентация ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий

laquo;Формирование основ безопасности  жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр»

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр.

Доклад к семинару "Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр" для педагогов....